УДК: 
37.025
Батина Елена Владимировна
аспирант кафедры Безопасность жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, batina.ev@mail.ru, Челябинск

Развитие готовности обучающихся к выбору образовательной деятельности: обзор

Аннотация: 
Введение. Современный обучающийся находится в ситуации множества альтернатив для выбора в сфере образования: выбор новых технологий, новых образовательных сред, новых способов коммуникации с участниками образовательных отношений. Развитие готовности обучающихся к осознанному, самостоятельному и ответственному выбору образовательной деятельности и построению индивидуальной траектории образования в числе требований ФГОС. В силу того, что феномен выбора подробно рассматривается в философии и психологии и в меньшей степени в области педагогики, проблеме развития готовности обучающихся к образовательному выбору посвящены немногочисленные научные работы. В статье выбор рассматривается в двух аспектах: как процесс и как внутренняя деятельность человека. Выявляются основные признаки выбора, анализируется понятие готовности к выбору как интегративной характеристики личности. Дается обзор взглядов отечественных и зарубежных исследователей в области психологии и педагогики на проблему развития готовности обучающихся к выбору образовательной деятельности во взаимодействии с родителями, педагогами и другими обучающимися. Цель статьи – в ходе теоретического исследования проанализировать и обобщить основные психолого-педагогические подходы к определению понятий выбор, готовность к выбору, выявить сущностные признаки выбора. Рассмотреть особенности процесса развития готовности обучающихся к выбору образовательной деятельности в теории и практике образования. Методология и методы исследования. В ходе теоретического обзора по проблеме нами были использованы методы теоретического анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Результаты теоретического анализа феноменов выбора и готовности к выбору будут полезны для дальнейших психолого-педагогических исследований и организации процесса развития готовности обучающихся к выбору. В заключении делается вывод об актуальных подходах и методах, используемых для развития готовности обучающихся к выбору образовательной деятельности в теории и практике образования.
Ключевые слова: 
выбор, признаки выбора, образовательный выбор, образовательная деятельность, готовность к выбору, индивидуальная образовательная траектория, участники образовательных отношений.
Библиографический список: 

1. Азербаев А. Д. Свобода воли и выбора в наследии Августина Блаженного и философа Аль-Фараби // International Scientific and Practical Conference «WORLD SCIENCE». – 2016. – Т. 3, № 7 (11). – С. 43–46.
2. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Тюмень, 2006. – 40 с.
3. Аристотель. Евдемова этика. – М.: ИФ РАН, 2005. – 448 с.
4. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2007. – 290 с.
5. Бессонова Е. А. Образовательный выбор как актуальная проблема современной педагогической науки [Электронный ресурс]. – URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2574.htm (дата обращения: 15.05.2020).
6. Борисова Н. В. Педагогический выбор как категория деятельностного типа и функция педагогической деятельности (размышления о категориальном аппарате педагогики под влиянием компетентностного подхода) // Научные труды МИМ ЛИНК. – 2008. – № 22. – С. 132–142.
7. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – С. 284–314.
8. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – T. 3. – 328 с.
9. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
10. Гребенникова В. М., Бонкало Т. И., Игнатович В. К. Типы родительских позиций в ситуации проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 «Педагогика и психология». – 2019. – № 2 (238). – С. 40–49.
11. Захарова О. О. К вопросу формирования компетенции ответственного выбора обучающегося в образовательной среде школы // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 4 частях, ч. 4. – 2017. – 141 с.
12. Игнатович В. К., Бондарев П. Б., Гребенникова В. М., Игнатович С. С., Курочкина В. Е. Образовательная самостоятельность старшеклассников: понятие, оценка: монография / под науч. ред. В. К. Игнатовича. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2017. – 168 с.
13. Карпов А. В., Карпова Е. В. Принцип активного выбора в обучении и воспитании личности // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017. – № 4 (79). – С. 127–134.
14. Касицина Н. Как развить в ученике способность к выбору: педагогика поддержки: тактика содействия. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
15. Киселева М. С. Междисциплинарная проективность проблемы выбора человека // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения: материалы Всерос. науч. конф., 27–28 окт. 2015 г., ИФ РАН (Москва). – М.: Науч. мысль, 2015. – Т. 1. – С. 7–16.
16. Корнилова Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. – СПб.: Нестор-История, 2016. – 344 с.
17. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – М.: Феникс, 1998. – 414 с.
18. Леонтьев Д. А., Овчинникова Е. Ю., Рассказова Е. И., Фам А. Х. Психология выбора. – М.: Смысл, 2015. – 464 с.
19. Луков В. А. Молодежь в ситуации выбора // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения: материалы Всероссийской научной конференции 27–28 октября 2015 года, ИФ РАН (Москва). – М.: Научная мысль, 2015. – Т. 2. – С. 158–172.
20. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Альпина Диджитал, 2011. – 590 c.
21. Мау В. А. Фундаментальные знания не стареют: современное образование и soft skills [Электронный ресурс]. – URL: https://psy.su/feed/7607/ (дата обращения: 15.05.2020).
22. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 15.05.2020).
23. Погодин В. Н. Педагогика выбора: путь к радости. Книга для учителей и сочувствующих. – СПб.: Реноме, 2009. – 160 с.
24. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 05.05.2020).
25. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: https:// mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/uchebnaya-literatura/normativnye-dokumenty/ prikaz-minobrnauki-rossii-ot-6-oktyabrya-2009- g-413.html (дата обращения: 05.05.2019).
26. Соловейчик С. Талант свободы: Заметки к Манифесту «Человек свободный». – М.: Первое сентября, 2017. – 88 с.
27. Туркина А. В. Исследование готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута // Человек и образование. – 2006. – № 6. – С. 68–71.
28. Тьюторство в открытом образовательном пространстве и коучинг: взаиморесурсность двух профессий. Материалы VIII Международной научно-практической коучинговой конференции (27–28 октября 2015 г.) / науч. ред. М. Ю. Черлидина, отв. ред. Е. М. Соколова. – М.: Буки-Веди, 2015. – 344 с.
29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2018. – 192 с.
30. Франкл В. Психотерапия на практике. – СПб.: Речь, 2001. – 250 с.
31. Хуторской А. В. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2019. – 608 с.
32. Garrecht C., Bruckerman T., Harms U. Students’ Decision-Making in Education for Sustainability-Related Extracurricular Activities – A Systematic Review of Empirical Studies // Sustainability. – 2018. – Vol. 10. – Iss. 11, № 3876. – P. 1–19.
33. Moon B., Vlăsceanu L., Barrows L. C. Institutional Approaches to Teacher Education within Higer education in Europe: Current models and New Developments. – Bucharest: Editura Enciclopediei, 2003.