УДК: 
612.821+159.9+378+316.6
Айзман Роман Иделевич
Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, aizman.roman@yandex.ru, Новосибирск
Лебедев Алексей Владимирович
Кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, lebedev_05@mail.ru, Новосибирск
Айзман Нина Игоревна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Институт естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, nina.aizman@mail.ru, Новосибирск
Рубанович Виктор Борисович
Доктор медицинских наук, Доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, rubanovich08@mail.ru, Новосибирск

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация: 
В статье представлены психофизиологические и личностные характеристики студентов первого курса педагогического вуза. Обследовано 1000 человек 18-20 лет - студентов обоего пола разных факультетов вуза. Проведенное обследование показало, что уровень социально-психологической адаптации студентов к вузу был выше среднего, а по основным психофизиологическим характеристикам они находились в пределах возрастно-половой нормы. Склонность к зависимому поведению у обследуемых групп была не выражена. Личностный потенциал большинства обследованных студентов характеризовался как ниже среднего. Описаны половые различия исследуемых параметров: юноши имели более высокие показатели мотивации к успеху, хорошей образной памяти, переключения внимания и жизнестойкости по сравнению с девушками той же возрастной группы. Девушки имели более высокую личностную тревожность, враждебность и хорошую стрессоустойчивость.
Ключевые слова: 
психофизиологические особенности, память, внимание, стрессоустойчивость, социально-психологическая адаптация, личностный потенциал
Библиографический список: 

1. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Лебедев А. В., Рубанович В. Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. − Новосибирск. Изд. «РИФ Новосибирск», 2009. – 100 с.
2. Айзман Р. И., Лысова Н.Ф. Возрастная физиология: учебное пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 202 с.
3. Айзман Р. И. Здоровье и безопасность – ключевые задачи образования в современных условиях // Здоровьесберегающее образование. – 2011. – №6 (18). – С.48–52.
4. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Лебедев А. В. Методика оценки социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов. – Новосибирск, «РИФ Новосибирск». – 2013. – 40 с.
5. Безруких М. М. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: ACADEMA, 2002. – 415 с.
6. Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практич.конгрессов Третьего Всеросс. форума «Здоровье нации – основа процветания России». – Том 3. – Часть 1. – Москва, 2007. – С. 23–25.
7. Богомаз С. А., Мацута В. В. Опросниковые методы исследования личностного потенциала: методическое руководство. – Томск: ТГУ, 2012. – 39 с.
8. Герьянская Н. О. Психоэмоциональное здоровье педагога в условиях модернизации образования // Сибирский психологический журнал – 2008. – № 29. – С. 86– 89.
9. Жомин К. М., Морфофункциональные и психофизиологические особенности студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дисс. …канд. биол. наук. – Челябинск, 2013. – 22 с.
10. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: ЭКСМО, 2008 – 416 с.
11. Кужугет А. А., Особенности физического развития, функции кардиореспираторной системы и соматического здоровья студентов в зависимости от организованной двигательной активности: автореф. дисс. … канд. биол. наук. – Челябинск, 2012. – 23 с.
12. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
13. Мадди С., Хошаба-Мадди Д. Жизнестойкость, ее диагностика и тренинг. Видеозапись авторского семинара с русским переводом. – М., 16 июня 2002 г;
14. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
15. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. – М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008 – 354 с.