УДК: 
316.6+343.95
Мудрик Анатолий Викторович
Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, amudrik@yandex.ru, Москва

Виктимогенные стресс-факторы социализации в поселениях различного вида

Аннотация: 
В статье впервые дается подробная сравнительная характеристика виктимогенных стресс-факторов в поселениях различного типа. Актуальность заявленной проблемы определяется ее неизученностью в социально-гуманитарных отраслях знания, в том числе в социальной педагогике и ее важной составной части – социально-педагогической виктимологии, исследующей проблемы жертв неблагоприятных условий социализации. Цель статьи. Охарактеризовать виктимогенные стресс-факторы в социально-педагогическом ракурсе. Результаты исследования. Виктимогенные стресс-факторы объединены в несколько групп: природно-климатические, экологические, архитектурно-планировочные, демографические, социоэкономические, социокультурные, социально-психологические. Заключение. Исследование наиболее существенных виктимогенных факторов социализации в поселениях разного типа имеет важное теоретическое и методическое значение, способствуя выявлению новых аспектов изучения и совершенствования социализации подрастающих поколений.
Ключевые слова: 
социализация, поселение, стресс-фактор, виктимность, жертва неблагоприятных условий социализации
Библиографический список: 

1. Глазычев В. Л. Глубинная Россия: 2000–2002. – М.: Новое издательство, 2005. – 227 с.
2. Глазычев В. Л. Урбанистика. – М.: Европа, 2008. – 219 с.
3. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: СО АМН РФ, 1985. – 192 с.
4. Кузнецова Н. Ф., Лунеев В. В. Криминология. – М.: Walter Kluwer, 2004. – 629 с.
5. Куролап С. А. Геополитические аспекты мониторинга здоровья населения промышленных городов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/563.html (дата обращения: 18.10.2020).
6. Лаппо Г. М. География городов. – М.: Владос, 1997. – 480 с.
7. Мудрик А. В., Петрина М. Г. Социально-педагогическая виктимология как отрасль знания // Вестник ПСТГУ. – 2016. – № 1 (40). – С. 38–45.
8. Мудрик А. В. Социализация и «Смутное время». – М.: Знание, 1981. – 78 с.
9. Социально-психологические основы средообразования / под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвала. – Таллин: ТГПИ, 1985. – 301 с.
10. Средовые условия групповой деятельности. – Таллин: ТГПИ, 1988. – 234 с.
11. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматических стрессовых нарушений. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
12. Человек, общение и жилая среда. – Таллин: ТГПИ, 1981. – 179 с.
13. Человек и среда: психологические проблемы. – Таллин: ТГПИ, 1981. – 256 с.
14. Черноушек М. Психология жизненной среды. – М.: Мысль, 1989. – 174 с.
15. Giddens A. Risk and Responsibility // Modern Law Review. – 1999. – № 62 (1). – Р. 1–10.
16. Young People in Risk Society: The Restructuring of Youth Identities and Transitions in Late Modernity / еd. by Mark Cieslik and Gary Pollock. – Burlington: Ashgate Publishing Company, 2002.