УДК: 
373.3/5
Андриенко Елена Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, eva_andrienko@rambler.ru, Новосибирск

Профессионализм педагога-воспитателя: компетентностный подход

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема влияния социокультурных представлений об изменении феномена детства на подготовку профессионалов к воспитанию в общеобразовательных организациях с учетом реализации компетентностного подхода. Цель статьи – раскрыть специфику профессиональной подготовки педагогов к воспитанию современных детей на основе компетентностного подхода. Методология. Исследование носит теоретический характер и включает анализ, сравнение, обобщение отечественных и зарубежных научных и научно-практических исследований феномена детства в современной социокультуре как объекта направленности профессиональной педагогической деятельности в воспитательной системе. В качестве методологической основы исследования выступили профессиографический и культурологический подходы, позволяющие представить зависимость профессиональной подготовки педагога-воспитателя от современных потребностей общества в воспитании детей и молодежи с учетом различных и противоречивых факторов влияния современной социокультуры.
Ключевые слова: 
социокультура детства, воспитание, социализация, компетентностный подход, компетенции, педагог-воспитатель, классный руководитель, психолого-педагогическая подготовка студентов
Библиографический список: 

1. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм. – Новосибирск: НГПУ, 2014. – 188 с.
2. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм в теории и практике современного образования: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 155 с.
3. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 264 с.
4. Дармодехин С. В. Воспитание как приоритетная проблема общества и государства // Акмеология. – 2017. – № 2 (62). – С. 34–41.
5. Латун В. В., Задорожная О. В., Окунева И. А. Антипедагогика как попытка радикального поворота и её идейно-теоретические истоки // Мир науки. Научный интернет-журнал. – 2017. – Том 5, № 1. – С. 106. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN117.pdf (дата обращения: 17.02. 2020).
6. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Просвещение, 1996. – 284 с.
7. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74073067/ (дата обращения: 23.10.2020).
8. Скиннер Б. Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль: Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 30–46.
9. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 176 с.
10. Трунова Е. Г. Воспитание в компетентностной модели специалиста: проблемы реализации // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 4. – С. 36–39.
11. Тряпицина А. П. Современный учитель: информация к размышлению // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 1. – С. 3–11.
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2014. – 128 с. – (Кодексы. Законы. Нормы).
13. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/Text/0001202007310075 (дата обращения: 23.10.2020).
14. Фельдштейн Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 1. – С. 20–29.
15. Postman N. The Disappearance of Childhood. – N. Y.: Delacorte Press, 1982. – 177 p.
16. Postman N. Amusing Ourselves To Death. – URL: https://archive.org/stream/AmusingOurselvesToDeathByNeil203/Amusing+Ours... (дата обращения: 02.11.2020).
17. Ford K., Vignare K., B. Mulherrin B., Davis C., Cini M. Competency-Based Education History, Opportunities, and Challenges. UMUC Center for Innovation In Learning and Student Success (CILSS) 10/24/2014. – URL: https://www.umgc.edu/documents/upload/competency-based-education.pdf (дата обращения: 10.09. 2020).