УДК: 
373.3/5
Койнова-Цёльнер Юлия Васильевна
Доктор философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока Института педагогики факультета педагогических наук, Технический Университет Дрезден, Julia.Koinova-Zoellner@tu-dresden.de, Дрезден

Проблема «домашней работы» в фокусе интернациональных педагогических исследований

Аннотация: 
В статье представлен анализ состояния тематического дискурса в зарубежной педагогике по теме «домашняя работа», обоснуется термин «учебной работы вне урока» как учебной деятельности учащихся, которая должна проводиться учащимися самостоятельно, с учётом индивидуальных особенностей и потребностей, места и времени. С позиции дидактического построения учебного процесса на уроке представлены типы домашних заданий. Сравнительный анализ проблемы затрагивает также вопросы взаимосвязи домашней работы со здоровьем учащихся и эффективностью учебной работы вне урока, который, как показывает анализ, характеризуется комплексностью и взаимозависимостью от целей, дидактической модели урока, форм оценивания учебной работы вне урока, формы родительской поддержки. Представленный обзор проблемы в зарубежных исследованиях способствует осознанию потенциала домашней учебной работы в контексте целостного процесса обучения, а также реализации компетентностного подхода и принципа дифференциации в обучении учащихся.
Ключевые слова: 
зарубежная педагогика, домашняя работа, типы домашних заданий, учебное рабочее время вне урока, эффективность домашней работы, эмоциональное здоровье
Библиографический список: 

1. Хэтти Дж. Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников. – М.: Издательство Национальное Образование, 2017. – 493 с.
2. Cooper H. Valentine J. C. Using research to answer practical questions about homework // Educational Psychologist. – 2001. – № 36 (3). – P. 143–153.
3. Cooper H., Robinson J. C., Patall E. A. Does homework Improve academic achievement? A synthesis of research 1987–2003. // Review of Educational Research. – 2006. – № 76 (1). – P. 1–62.
4. Exeier I., Will E. Die Rolle des Elternhauses für die Förderung selbstbestimmten Lernens // Unterrichtswissenschaft. – 2003. – 31Jg., H. 1. – P. 6–22.
5. Galke E. Hausaufgaben in der Realschule: Rahmenbedingungen – Empirische Untersuchung – Empfehlungen für die Schulpraxis. Universität Tübingen, 1998. – 544 p.
6. Gängler H., Markert T. Day school without doing homework?! // Empirische Pädagogik. – 2010. – Vol. 24, № 1. – P. 78–92.
7. Gängler H. Einige Ergebnisse aus der sächsischen Ganztagsschulforschung [Электронный ресурс]. – URL: https://tu-dresden.de/gsw/ew/ibbd/sp/ressourcen/dateien/forschung/ganzta... (дата обращения: 26.09.2020).
8. Göllner R., Damian R. I., Rose N., Spengler M., Trautwein U., Nagengast B., Roberts B. W. Is doing your homework associated with becoming more conscientious? // Journal of Research in Personality. – 2017. – № 71. – P. 1–12.
9. Helmke A., Schrader F.-W. Determinanten der Schulleistung. Rost, D.-H. (Hrsg) Handwörterbuch Pädagogische Psychologie, 3 Aufl. – Weinheim: Beltz-Verlag, 2006. – P. 83–94.
10. Helmke A., Schrader F.-W., Hosenfeld I. Elterliche Lernunterstützung und Schulleistungen ihrer Kinder // Bildung und Erziehung. – 2004. – № 57Jg., H. 3. – P. 251–277.
11. Himmelrath A., 2015. Hausaufgaben. Nein, Danke! Warum wir uns so bald wie möglich von den Hausaufgaben verabschieden sollten, Köln [Электронный ресурс]. – URL: https://www.hep-verlag.ch/pub/media/import/public/5884/hausaufgabenneind... (дата обращения: 26.09.2020).
12. Lipowsky F. Hausaufgaben: auf die Qualität kommt es an! Ein Überblick über den Forschungsstand [Электронный ресурс] // Lernende Schule. – 2007. – № 39. – P. 7–9. – URL: https://www.bildungsserver.de/pdf/hausaufgaben_lernende_schule.pdf (дата обращения: 26.09.2020)
13. Niggli A., Trautwein U., Schnyder I. Elterliche Unterstützung kann hilfreich sein, aber Einmischung schadet: Familiärer Hintergrund, elterliches Hausaufgabenengagement und Leistungsentwicklung // Psychologie in Erziehung und Unterricht. – 2007. – № 54 Jg., H. 1. – P. 1–14.
14. Wagner P., Rost D. (Hrsg.) Häusliche Arbeitszeit für die Schule. Eine Typenanalyse. – Reihe: Pädagogische Psychologie und Entwicklungspsychologie, Muenster: Waxmann Verlag, 2005. – 160 p.
15. Wagner P., Spiel C. Arbeitszeit für die Schule – zu Variabilität und Determinanten // Empirische Pädagogik. – 1999. – № 13 (2). – P. 123–150.
16. Wittmann B. Vom Sinn und Unsinn der Hausaufgaben. Empirische Untersuchungen über ihre Durchführung und ihren Nutzen. – Berlin: Luchterhand Verlag, 1964. – 162 p.