УДК: 
37.0+316.6+316.7
Расчетина Светлана Алексеевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры воспитания и социализации, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, svetlanaras@yandex.ru, Санкт-Петербург

Количественные и качественные методы исследования процессов социализации современного подростка

Аннотация: 
Постановка проблемы. Современное нестабильное общество характеризуется сужением границ управляемой социализации и расширением границ стихийной социализации подростка на основе погружения его в интернет-коммуникацию. Возникает вопрос о значимости семьи в процессе социализации подростка в условиях расширения пространства социализации. Формируется потребность в исследовании роли семьи в этом процесс, в поиске, разработке и апробации методов исследования, позволяющих раскрыть феномен социализации со стороны его ценностных характеристик. Цель и методология исследования: выявление возможностей системной и антропологической методологии для исследования роли семьи в процессе социализации подростков в современных условиях, апробация методов исследования: фотоисследование на тему «Эго – Я» (автор немецкий социолог Х. Абельс), анкета, актуализирующая рефлексивные процессы (автор С. А. Расчетина). Материалы и результаты исследования. Исследование показало, что при всех проблемах семьи, существующих в эпоху перестройки и в современное время, она выступает для подростка как ценность и первая (основная) опора в процессах социализации. Подтверждаются известные в психологии положения о значимости межличностных отношений в подростковой среде для формирования отношения к себе как основы социализации. Сегодня границы поиска друзей чрезмерно расширились на основе интернет-коммуникации. Виды деятельности, интересующие подростка (традиционные и новые, связанные с цифровизацией), являются третьей опорой социализации. Заключение. Метод фотоисследования «Эго – Я» обладает широким спектром возможностей для количественного и качественного анализа процесса социализации с целью выявления ценностных опор этого процесса.
Ключевые слова: 
социализация, семья, социальная ситуация развития подростка, системный подход, антропологический подход, фотоисследование – «эго Я», анкета актуализирующая процессы рефлексии
Библиографический список: 

1. Абельс Х. Концепция: Представление, дистанцирование и скрытые желания. Теоретическая основа фото-исследования подростков на тему: «Эго я». – СПб.: VERBA MAGISTRI, 1997. – С. 96–102.
2. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. – СПб.: Алетей, 2000. – 272 с.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Моск. филос. фонд Akademia – Центр; «Медиум», 1995. – 323 с.
4. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений. Ценностный подход. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 324 с.
5. Левикова С. И. Особенности социализации современных российских подростков как один из факторов социальной динамики // Социодинамика. – 2017. – № 6. – С. 1–11. – URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22453 (дата обращения: 02.10.2020). DOI: 10.25136/2409-7144.2017.6.22453
6. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический Проект, 2000. – 880 с.
7. Парсонс Т. Социальная система: пер. с англ. – М.: Академический проект, 2018. – 529 с.
8. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. – СПб.: Лань, 1997. – 246 с.
9. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Летний сад, 2000. – 592 с.
10. DeLuca S., Dayton E. Switching Social Contexts. – The Effects of Housing Mobility and School Choice Programs on Youth Outcomes // The Annual Review of Sociology. – 2009. – Vol. 35. – P. 457–491. – URL: https://www.annualreviews.org/doi/full/10.1146/annurev-soc-070308-120032. (дата обращения: 02.10.2020)
11. Livingstone S., Couldry N., Markham T. Youthful steps towards civic participation: does the Internet help? // Young Citizens in the Digital Age. Political engagement, young people and new media / еd. by B. Loader. – L., N.Y.: Routledge, 2007. – P. 21–34.
12. Shanahan S. Lost and Found. The Sociological Ambivalence Toward Childhood // The Annual Review of Sociology. – 2007. – Vol. 33. – P. 407–428. – URL: http://www.annualreviews.org/doi/pdf/10.1146/annurev.soc.33.040406.131808. (дата обращения: 02.10.2020)