УДК: 
159.9
Капустина Валерия Анатольевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, kapustina@corp.nstu.ru, Новосибирск
Зубарева Надежда Сергеевна
Аспирант, ассистент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, zubareva.2011@corp.nstu.ru, Новосибирск
Быкова Евгения Сергеевна
Старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, e.bykova@corp.nstu.ru, Новосибирск
Матюшина Марина Александровна
Аспирант, ассистент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, matyushina@corp.nstu.ru, Новосибирск

Жизнеспособность и инновационный потенциал личности студентов вуза

Аннотация: 
Цель. Статья посвящена проблеме связи жизнеспособности и инновационного потенциала личности на примере студенческой выборки. Авторами проведен теоретический анализ, на основе которого сформулировано обобщенное определение жизнеспособности как динамической системы индивидуальных психологических качеств, жизненных смыслов и отношений личности, определяющих специфику ее реагирования в изменяющихся условиях. Методология и методы. Эмпирическое исследование было проведено на выборке студентов Новосибирского государственного технического университета (N = 164) с использованием психологических тестов жизнеспособности М. Унгара и А. В. Махнача, методик измерения инновационного потенциала личности Ю. А. Власенко, В. К. Калина, методики самооценки инновативных качеств личности Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко. Результаты. Корреляционный анализ с применением Rs-критерия Спирмена показал наличие связи интегрального показателя инновационного потенциала личности с общим уровнем жизнеспособности, межличностной жизнеспособностью (методика ARM), самоэффективностью, совладанием и адаптацией (методика А. В. Махнача), а также наличие множества связей жизнеспособности с инновативными качествами. В результате регрессионного анализа обнаружено, что инновационный потенциал личности студентов вуза зависит от общего уровня жизнеспособности и навыков совладания и адаптации, а самовосприятие инновативности зависит от общего уровня жизнеспособности. В заключении делается вывод о связи жизнеспособности и инновационного потенциала личности у студентов вуза.
Ключевые слова: 
жизнеспособность, инновационный потенциал личности, адаптация, молодежь, высшее образование
Библиографический список: 

1. Богомаз С. А., Баланев Д. Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 32. – С. 23–28.
2. Борисов Г. И., Печеркина А. А. Жизнеспособность как условие профессионального развития личности // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 11. – С. 72–75.
3. Васильева С. Н., Рыльская Е. А. Конструирование дефиниции концепта «жизнеспособность профессионала» // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2 (107). – С. 106–113.
4. Власенко Ю. А. Психологический анализ инновационного потенциала личности // Ученые записки. – 1999. – Т. 2, № 12. – С. 99–104.
5. Жизнеспособность человека: индиви-дуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. М.: ИП РАН, 2016. – 755 с.
6. Куфтяк Е. В. Адаптация опросника исследования факторов жизнеспособности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – Т. 22, № 4. – С. 128–132.
7. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Методика исследования отношения личности к инновациям // Альманах современной науки и образования. – 2009. – № 4 (23), ч. II. – С. 89–96.
8. Махнач А. В. Жизнеспособность человека: измерение и операционализация термина // Психологические исследования проблем современного российского общества: сб. науч. трудов. – М., 2013. – С. 95–108.
9. Махнач А. В. Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма. – М.: Когито-центр, 2016. – 279 с.
10. Махнач А. В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, № 4. – С. 5–16.
11. Нестерова А. А. Социально-психологическая концепция жизнеспособности молодежи в ситуации потери работы: дис. ... д-ра психол. наук. – М.: Рос. гос. социал. ун-т, 2011. – 525 с.
12. Разработка понятий современной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. – М.: ИП РАН, 2018. – 702 с.
13. Рыльская Е. А. Психология жизнеспособности личности: дис. ... д-ра психол. наук. – Ярославль: Ярославский гос. педагог. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2014. – 446 с.
14.Селезнева Н. Т., Рубленко Н. В. Динамика формирования жизнеспособности личности в вузе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2015. – № 4. – С. 116–120.
15. Селезнева Н. Т., Рубленко Н. В., Тодышева Т. Ю. Жизнеспособность личности: монография. – Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2015. – 308 с.
16. Guoxiu T., Henao A., Theron L. Pathways to Resilience: Formal Service and Informal Support Use Patterns among Youth in Challenging Social Ecologies: final technical report, 2015. – 227 p.
17. Merino M. D., Privado J. Positive Psychological Functioning. Evidence for a new construct and its measurement [Электронный ресурс] // Anales de psicología. – 2015. –
Vol. 31, №. 1. – P. 45–54. – URL: https://www.researchgate.net/publication/281980118_Positive_Psychologica... (дата обращения: 24.08.2019).
18. Southwick S., Bonanno G., Masten A. Resilience definitions, theory, and challenges: interdisciplinary perspectives [Электронный ресурс] // European Journal of Psychotraumatology. – 2014. – № 5. – URL: http://dx.doi.org/10.3402/ejpt.v5.25338 (дата обращения: 07.06.2019).
19. Toledano-Toledano F. et al. Validity and reliability of the Mexican resilience measurement scale in families of children with chronic conditions [Электронный ресурс] // Health and Quality of Life Outcomes. – 2017. – № 4. – URL: https://hqlo.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12955-017-0817-3 (дата обращения: 28.07.2019).
20. Ungar M. The Social Ecology of Resilience: A Handbook of Theory and Practice [Электронный ресурс]. – URL: DOI 10.1007/978-1-4614-0586-3_2 (дата обращения: 01.08.2019).