УДК: 
374.02
Аверков Михаил Сергеевич
Старший преподаватель Красноярского краевого ресурсного центра по работе с одаренными детьми, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, mgolota@yandex.ru, Красноярск
Глухов Павел Павлович
Научный сотрудник научно-исследовательского сектора «Открытое образование» научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва), gluhovpav.pav@gmail.com, Москва
Попов Александр Анатольевич
Доктор философских наук, доцент, заведующий научно-исследовательским сектором «Открытое образование» научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, aktor@mail.ru, Москва

Система дополнительного образования в городском поселении российской федерации как фактор развития человеческого потенциала: институциональные условия и методические механизмы

Аннотация: 
Проблема и актуальность. Городская система дополнительного образования объективно может выступать ключевым фактором становления человеческого потенциала у обучающихся конкретного города. Но для этого необходимо определить конкретные дидактические формы и управленческие модели, организующие образовательную деятельность в логике увеличения человеческого капитала. Цель статьи: определить содержательно-дидактические и управленческие инструменты, при которых сфера дополнительного образования в современном российском городе станет фактором развития человеческого капитала и потенциала. Методология. Применение ключевых положений культурно-исторического подхода (Л. С. Выготский, Б. Д. Эльконин) и системно-мыследеятельностного подхода (Г. П. Щедровицкий, П. Г.Щедровицкий, Ю. В. Громыко) к построению модели дополнительного образования города как инструмента развития человеческого капитала и потенциала. Результаты исследования: – определены механизмы воздействия общей социокультурной системы города на сферу дополнительного образования; – определены компоненты городской социокультурной среды, которые формируются сферой дополнительного образования; – описаны содержательно-дидактические и управленческие инструментов, за счёт которых городская сфера дополнительного образования становится инструментом развития человеческого потенциала. Заключение. Чтобы городская система дополнительного образования стала фактором развития человеческого капитала и потенциала, необходимо в качестве содержательно-дидактических инструментов использовать решение учениками открытых образовательных задач в открытой ситуации и формы самостоятельного конструирования жизненных стратегий. В качестве управленческих инструментов необходимо внедрять системы многопозиционного сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, конкурсного отбора образовательных программ, мероприятий и площадок развития актуальных педагогических компетенций у участников образовательного процесса.
Ключевые слова: 
дополнительное образование, человеческий капитал, человеческий потенциал, инструменты социокультурного развития, открытые образовательные задачи, городские социокультурные системы.
Библиографический список: 

1. Ажимов Ф. Е., Шукшина А. Г., Щедрина И. О. Культурно-исторический подход в гуманитарных науках: проблемы и перспективы (обзор научной конференции) [Электронный ресурс]. – URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=572. (дата обращения: 17.04.2020).
2. Артамонов Г. Н. Системное управление развитием интеллектуального потенциала учащейся молодёжи: дис. … канд. социол. наук [Электронный ресурс]. – URL: https://guu.ru/files/dissertations/2016/05/artamonov_g_n/dissertation.pdf (дата обращения: 17.04.2020).
3. Буланов М. Образовательный потенциал городской среды [Электронный ресурс]. – URL: https://mvbulanov.com/educity (дата обращения: 17.04.2020).
4. Бурдье П. Практический смысл. – СПб.: Алетейя, 2001. – 562 с.
5. Волошина Л. В., Харина Н. В. Особенности региональной образовательной системы и её устойчивость // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2015. – № 1 (7). – С. 102–110.
6. Гонтарева Г. А. Общее образование в контексте социализации личности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2012. – № 2, т. 3. – С. 16–25.
7. Гриненко С. В. Развитие человеческого капитала территорий в контексте теории «Центр – периферия» // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 6. – С. 127–131.
8. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. – Минск: Технопринт, 2000. – 376 с.
9. Громыко Ю. В. Системно-мыследеятельностный подход: схема мыследеятельности Г. П. Щедровицкого – philosophia nova? [Электронный ресурс]. – URL: https://lawbook.online/russkaya–filosofiya/gromyiko–sistemno–myisledeyatelnostnyiy–podhod–71250.html (дата обращения: 17.04.2020).
10. Дополнительное образование для детей. Паспорт приоритетного проекта: Утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/MOoSmsOFZT2nIupFC25Iqkn7qZjkiqQK... (дата обращения: 07.05.2020).
11. Заборова Е. Н., Исламова А. Ф. Город как социальное пространство [Электронный ресурс]. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2014/05/05/1251339503/10Zaborova.pdf (дата обращения: 17.04.2020).
12. Иванов О. И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). – СПб.: Скифия-принт, 2013. – 336 с.
13. Ключарев Г. А. Дополнительное образование как форма накопления человеческого капитала россиян [Электронный ресурс]. – URL: https://studme.org/134767/sotsiologiya/dopolnitelnoe_obrazovanie_forma_n... (дата обращения: 30.04.2020).
14. Ключников С. А. Системно-деятельностная генетическая методология анализа социума в системе управления // Вестник Самарского государственного университета. – 2006. – № 8 (48). – С. 9–15.
15. Кобзистая Ю. Г. Человеческий капитал: понятие и особенности // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 2. – С. 118–122.
16. Кюнрикова И. В. Региональный компонент образования в содержании воспитания школьников // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: тезисы докладов VIII годичного собрания Южного отделения РЭО и ХХ региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ч. 2. – Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2001. – С. 71–73.
17. Литвинова В. В. Внедрение персонифицированного финансирования в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] // Инновационный электронный научный журнал. – 2018. – № 7 (40). – URL: http://www.innov.ru/science/economy/vnedrenie–personifitsirovannogo–fin/ (дата обращения: 25.04.2020).
18. Макаров В. Л., Бахтизин А. Р. Современные методы прогнозирования последствий управленческих решений // Управленческое консультирование. – 2018. – № 7. – С. 25–31.
19. Мурылев В. А. Социокультурная среда города [Электронный ресурс]. – URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/553–article_35–2.html (дата обращения: 18.04.2020).
20. Мухлынина Т. В. Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 111–113. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8780/ (дата обращения: 08.10.2020).
21. Найман Е. А. Институт высшего образования в системе обмена знаниями в регионе // Общество знания: философия, управление, образование: материалы III Сибирского философского семинара Всероссийской научной конференции с международным участием. – Томск: Изд-во ТГУ, 2013. – С. 180–183.
22. Об утверждении Концепции дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от
4 сентября 2014 года № 1726–р. 4 сентября 2014 [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 07.05.2020).
23. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 [Электронный документ]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70424884/ (дата обращения: 15.05.2020).
24. Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 [Электронный документ]. – URL: https://rg.ru/2019/12/09/minpros–prikaz467–site–dok.html (дата обращения: 07.05.2020).
25. Открытая модель дополнительного образования региона. Версия 2.0. – М.: Национальный книжный центр, 2018. – 660 с.
26. Попов А. А. Модель регионального развития дополнительного образования детей России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.opencu.ru/page/model–do (дата обращения: 20.04.2020).
27. Попов А. А. Открытое образование: философия и технологии. – М.: URSS, 2016. – 256 с.
28. Попов А. А. Программный подход в дополнительном образовании [Электронный ресурс]. – https://firo.ranepa.ru/files/docs/programmniy_podhod_v_dop_obrazovanii.pdf (дата обращения: 13.09.2020).
29. Попов А. А. Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения. – М.: Открытый корпоративный университет, 2009. – 64 с.
30. Попов А. А., Ермаков С. В. Дидактика открытого образования: монография. – М.: Национальный книжный центр, 2019. – 264 с.
31. Попов А. А., Ермаков С. В. Территориальная специфика открытого дополнительного образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.opencu.ru/page/terspecdo (дата обращения: 13.09.2020).
32. Просвирина Н. В., Тихонов А. И., Куликов С. П. Организация дополнительного образования молодёжи как инструмент формирования нового поколения // Московский экономический журнал. – 2018. – № 3. – С. 316–323.
33. Соловьева Л. В., Соловьева В. И. Образование как фактор социально-экономического развития России и её регионов // Научные ведомости. Серия: Экономика. Информатика. – 2016. – № 23 (244), вып. 40. – С. 98–105.
34. Топоровский В. П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающей школы: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб.: Институт образования взрослых Российской академии образования, 2002. – 44 с.
35. Тянутова Е. А. Дополнительное образование в России: история и современность // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. – 2017. – № 8. – С. 161–166.
36. Успех каждого ребёнка: Паспорт федерального проекта: приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3 [Электронный ресурс]. – URL: http://xn––80aavcebfcm6cza.xn––p1ai/upload/iblock/9c0/Uspekh_kazhdogo_rebyenka.pdf (дата обращения: 08.05.2020).
37. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 384 с.
38. Хачатуров М. З., Фёдоров В. Н. Образовательный потенциал как фактор развития территории // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». – 2015. – № 2 (136). – С. 235–237.
39. Шерайзина Р. М., Александрова М. В. Территориальная система управления дополнительным образованием детей и взрослых как предмет историко-культурного анализа // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2014. – № 79. – С. 75–78.
40. Щедровицкий П. Г. Введение в философскую и педагогическую антропологию. Работы 1981–1996 годов. – М.: Политическая энциклопедия, 2018. – 359 с.
41. Эльконин Б. Д. Опосредствование. Действие. Развитие. – Ижевск: ERGO, 2010. – 280 с.
42. André I., Carmo A., Abreu A., Estevens et Jorge A., Malheiros A. Learning for and from the city: the role of education in urban social cohesion [Электронный ресурс]. – URL: https://journals.openedition.org/belgeo/8587. DOI: doi.org/10.4000/belgeo.8587.
43. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. Columbia University Press for NBER. – N.Y., 1964.
44. Baah–Boateng W. Human Capital Development: The Case of Education as a vehicle for Africa’s Economic Transformation [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/269402447_Human_Capital_Develop...’s_Economic_Transformation (дата обращения: 08.05.2020).
45. Callanan M., Cervantes C., Loomis M. Informal learning [Электронный ресурс]. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/wcs (дата обращения: 08.05.2020).
46. Figueroa A. Education and Human Capital Formation. In: Growth, Employment, Inequality, and the Environment. – New York, 2015.
47. Gillies D. State education as high–yield investment: Human Capital Theory in European policy discourse // Journal of Pedagogy. – 2011. – № 2 (2). – Р. 224–245.
48. Leisure and Non-Formal Education / ed. René Clarijs. – Prague, 2008.
49. Nuzir F. A., Dewancker B. J., Understanding the Role of Education Facilities in Sustainable Urban Development: A Case Study of KSRP, Kitakyushu, Japan // Procedia Environmental Sciences. – 2014. – Vol. 20. – P. 632–641.
50. Rogoff B., Callanan M., Gutiérrez K., Erickson F. The Organization of Informal Learning // Review of Research in Education. – 2016. – № 40. – Р. 356–401.
51. Stolarick K., Mellander Sh. Human Capital in Cities and Suburbs [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/254419398_Human_Capital_in_Citi... (дата обращения: 08.05.2020).
52. Territorial Specificities of Teaching and Learning [Электронный ресурс]. – URL: https://revistas.rcaap.pt/sisyphus/article/view/7880 (дата обращения: 08.05.2020).
53. Vasilevska D. Education as a Factor in the Development of Human Capital Resources: Case of Latvia // Universal Journal of Management. – 2015. – № 3(2). – P. 79–84.