УДК: 
316.7(470+571)
Поляков Сергей Данилович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, sdpolyakov@mail.ru, Ульяновск

Об основаниях сценариев развития российского социального воспитания

Аннотация: 
В статье описывается опыт разработки сценариев развития отечественного социального воспитания. Формулируется понятие прогнозного сценария; показывается отличие этого метода прогностики от метода форсайта; характеризуется технология разработки прогнозного сценария для социальных явлений, представляются основания для сценариев развития социального воспитания (фоновые данные, описание объекта и предмета сценирования, параметры сценариев); представляются примеры разработанных сценариев; их оценки экспертами; коррекция сценариев с учётом новой социально-воспитательной ситуации 2020 года. На основе сформулированных сценарных положений предлагаются новые темы исследований проблематики социального воспитания, указывается отношение прогнозных сценариев к реально разворачивающихся процессам в сфере социального воспитания.
Ключевые слова: 
социальное воспитание, прогнозное сценирование, основания сценирования, развитие
Библиографический список: 

1. Закон об образовании [Электронный ресурс]. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 15.10.2020).
2. Кузык Б. Н. Прогнозирование и стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 2006. – 427 с.
3. Линдгрен М., Бандхольд Х. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией. – М.: Олимп-Бизнес, 2009. – 256 с.
4. Мудрик А. В. Социализация человека – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 624 с.
5. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 336 с.
6. Полидисциплинарное видение социо-культурных вызовов школе: дополнительность и оппозиции: материалы круглого стола (29 июня – 1 июля 2015) / под науч. ред. С. Д. Полякова. – Ульяновск: УлГПУ, 2015. – 128 с.
7. Поляков С. Д. Условия для развития: отечественное социальное воспитание XXI века. Часть 2 // Директор школы. – 2020. – № 5. – С. 80–89.
8. Поляков С. Д. Современный подросток в культурно-образовательном контексте: опыт экспозиции // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 2, № 1 (58). – С. 25–33.
9. Поляков С. Д. Поражение, «возвращение», сценарии: отечественное социальное воспитание XXI века // Народное образование. – 2019. – № 5. – С. 140–154.
10. Поляков С. Д. От прошлого к будущему. Психолого-педагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 195 с.
11. Примерная программа воспитания [Электронный ресурс]. – URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 15.10.2020).
12. Психология и педагогика социального воспитания: традиции, опыт, тренды развития: монография / сост. и общ. ред. А. Г. Кирпичника, А. Г. Самохваловой. – Кострома: Костромской государственный университет, 2020. – 378 с.
13. Рабочая книга по прогнозированию / редкол.: И. В. Бестужев-Лада. – М.: Мысль, 1982. – 430 с.
14. Саяпин О. В. О сценарном подходе к прогнозированию // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 10. – С. 164–168.
15. Селиванова Н. Л. Апробация и внедрение примерной программы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2, № 1 (67). – С. 106–114.
16. Терешина Н. П., Третьяк В. П., Метелкин П. В. Форсайт технологии: учебное пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2019. – 179 с.