УДК: 
159.95+373.3/.5
Севостьянов Дмитрий Анатольевич
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры дизайна и художественного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, dimasev@ngs.ru, Новосибирск
Лисецкая Елена Вениаминовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и художественного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, liseckay@mail.ru, Новосибирск
Павленко Татьяна Владимировна
Руководитель Детской академии художественного творчества и дизайна института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет, tvpavlenko@mail.ru, Новосибирск

Современные подходы к развитию воображения в художественном образовании

Аннотация: 
Введение. В статье рассматриваются различные аспекты воображения и его роль в художественном образовании. Анализируются особенности воображения как познавательного психического процесса, раскрывается его связь с эмоциями. Подчеркивается, что роль воображения в художественном творчестве связана в первую очередь с эмоциональной насыщенностью воображения. Цель статьи. Воображение рассматривается как наиболее лабильный познавательный психический процесс, в значительной мере обусловленный культурно-исторической ситуацией. Методология и методы исследования. Воображение в художественном творчестве имеет различные проявления. Во-первых, следует оценить, насколько воображение в целом задействовано в акте художественного творчества. Эта роль воображения зависит от художественных традиций, а также от общих представлений о природе творчества у отдельных художников и художественных педагогов. Во-вторых, оценке подлежит применение различных видов и отдельных приемов воображения. Изменения в структуре воображения также зависят от культурно-исторического контекста. Наконец, в-третьих, изменяется также контент, который служит исходным материалом для творческого воображения. В эпоху постмодерна значительно возросло влияние на художественное творчество ранее созданной художественной реальности. Знание этих особенностей творческого воображения составляет неотъемлемую часть художественного образования. Результаты исследования. Комплексное изучение воображения дает научно-обоснованное построение образовательного процесса ДАХТиД. Заключение. Перечисленные аспекты творческого воображения и методическое сопровождение развития воображения на примере Детской академии художественного творчества и дизайна имеют большое значение в художественном образовании: с одной стороны, их анализ неизбежно становится важной частью образовательного контента, с другой стороны, они постоянно находят реальное применение в повседневной практике преподавателя.
Ключевые слова: 
воображение, эмоции, художественное образование, постмодернизм
Библиографический список: 

1. Антипов С. С. Воображение как свойство человека // Философская школа. – 2018. – № 5. – С. 83–94.
2. Богачев А. Л. Опыт и воображение // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2011. – № 1. – С. 13–20.
3. Борисова А. Г., Юхнина О. Ю. Гиперреализм как творческий метод и художественное направление искусства второй половины XX века // Манускрипт. – 2016. – № 7-2 (69). – С. 25–29.
4. Данилкина И. И. Визуальное воображение в трансформации культурной среды // Аналитика культурологии. – 2008. – № 10. – С. 40–44.
5. Леви-Строс К. Путь масок. – М.: Республика, 2000. – 400 с.
6. Лисецкая Е. В., Богданова Е. В., Ушакова Е. В. Мир, в котором рождается детство. Программа летнего оздоровительного отдыха детей и подростков детского оздоровительного центра «Дзержинец». – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. – 90 с.
7. Лисецкая Е. В., Павленко Т. В., Рубцова Л. В. Профильная смена «Арт-лето» как современная форма организации работы с художественно-одаренными детьми // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. – 2019. – № 2. – С. 161–166.
8. Павленко Т. В., Севостьянов Д. А., Чернова С. В. Детская академия художественного творчества и дизайна: достижения перспективы развития // Педагогический профессионализм в образовании: сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. – С. 334–339.
9. Павленко Т. В., Севостьянов Д. А., Чернова С. В. Применение проектной методики в детской академии художественного творчества и дизайна института искусств НГПУ // Педагогическая деятельность как творческий процесс: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск, 2018. – С. 324–330.
10. Павленко Т. В., Лисецкая Е. В., Рубцова Л. В. Подготовка студентов к организации деятельности детской академии художественного творчества и дизайна: учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2019. – 116 с.
11. Перов В. Г. Наши учителя // Мастера искусства об искусстве: в 7 т. – Т. 6. – М.: Искусство, 1969. – С. 393–416.
12. Соколова М. А. Современный визуальный язык и пластическое образование // Architecture and Modern Information Technologies. – 2010. – № 4 (13). – С. 2–3.
13.Moon S. Releasing the Social Imagination: Art, the Aesthetic Experience, and Citizenship in Education // Creative Education. – 2013. – Vol. 4, № 3. – P. 223–233. DOI:10.4236/ce.2013.43033
14. Richmond S. Art, Imagination, and Teaching: Researching the High School Classroom // Canadian Journal of Education. – 1993. – № 18:4. – P. 366–380.