УДК: 
370.186
Фуряева Татьяна Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой социальной педагогики и социальной работы, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, tat.fur130@mail.ru, Красноярск

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ И СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: 
В статье раскрыта сущность антропологических и синергетических идей в педагогике высшей школы, содержание и организация практического обучения, показана возможность реализации педагогических условий, способствующих становлению субъектной позиции будущих специалистов социальной сферы, к которым относятся контекстно-смысловое обогащение содержания, актуализация активных форм обучения, включение студентов в деятельность инновативных социальных учреждений
Ключевые слова: 
практическое обучение, антропологическая, синергетическая методология в понимании сути профессионального социального образования, субъектная позиция студентов, условия ее становления
Библиографический список: 

1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М., Экономика, – М., 1989 – 303 с.
2. Аветисян Т. В. Основные направления развития системы образования социальных работников: исследование зарубежного опыта // Вестник Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина. – 2010.– № 889. Соціологічні дослідження сучасного суспільства: методологія, теорія, методи. – Вип. 25. – С. 224–228.
3. Адамский А. И. Открытое образование и современная школа // Школа и открытое образование: сб. научных трудов по материалам Третьей всероссийской научной конференции и региональных семинаров. – Москва–Томск, 1999. – С. 44–50.
4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. –2004. – № 11. – С. 17–25.
5. Блиева Ф. И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста// Вестник АТУ. – 2007. – № 3 (27). – С.132–138.
6. Богданова Е. В. Формирование субъектной позиции студентов в волонтерской деятельности: автореф. … канд. дисс. – Кострома, 2010. – 26 с.
7. Бондаревская Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций// Педагогика : научно-теоретический журнал – 2004. – N10. – С. 23–31.
8. Ваньков А. Б. Психолого-педагогические условия развития субъектности будущего педагога: диссерт. …. канд. психол. наук : – Москва, 2006. – 211 с.
9. Варданян М. Р. Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-study. – Тобольск, ТССПА им. Д.И. Менделеева, 2009. –188 с.
10. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
11. Волов В. Т. Фрактально-кластерная модель управления образовательной структурой. – Казань, КПИ, 2002. – 246 с.
12. Жуланова И. В. Проблема организации практико-ориентированного обучения в вузе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pssw.vspu.ru/other/science/publications/jul_predu.htm (дата обращения 13.11.2013).
13. Зинченко В. П. Психологическая педагогика. – Часть 1. Живое знание. – Самара: «Самарский дом печати», 1998. – 296 с.
14. Клушина Н. П. Практико-ориентированная подготовка бакалавров социальной работы // Материалы XXXIX научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2009 г. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010 – С.131– 133.
15. Луман Н. Общество как социальная система. – М: Издательство «Логос». 2004. – 232 с
16. Мухаметзянова Ф. Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: Теория и практика: автореф. дис. ... д-ра пед. наук, Киров. 2002. – 42 с.
17. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751) (извлечения) [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// do.isiorao.ru/document/postanovleni...(дата обращения: 15.11.2013).
18. Общество сетевых структур: монография / под общ ред М.В. Ромма, И.А., Вальдмана. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 327 с.
19. Переход к открытому образовательному пространству. – Ч 2. –Типологизация образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Томский государственный университет, 2009. – 448 с.
20. Пригожин А. И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. – М. : Издательство «Наука», 2010. – 328 с.
21. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 – 92 с.
22. Симанович В. Л. Практическое обучение студентов как фактор профессионального становления социального педагога: автореф. … канд. дисс. – Тамбов, 1998 – 23 с.
23. Социальная работа и подготовка социальных работников в Вели-кобритании, Канаде, США. — М., МПГУ, 1992. – 254 с.
24. Федеральный закон об образовании 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения:08.09.2013).
25. Фуряева Т. В. Профессиональное социальное образование: антропологические смыслы // Психология обучения. 2010. – №10. – С.113–123.
26. Шанин Т. Западные и российские подходы к подготовке специалистов // Преподавание социально-экономических дисциплин в высшей школе: Национальные ориентиры и мировой опыт.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// csocman.hse.ru/text/19200986/ (дата обращения:08.09.2013).
27. Deutsche Gesellschaft für Soziale Arbeit Forum für Wissenschaft 11. Hochschuldidaktisches Kolloquium «Sozialarbeitswissenschaft in der Lehre» 31.01.2012. Potsdam, 2012. – s. 28.
28. Dominelli L. Social Work Education at Crossroads / Social Work and Society – Vol. 2, Issue 1, – 2004. – P.87–94.
29. Eadie T., Lymbery M Promoting Creative Practice though Social Work Education/ Social Work Education – Vol. 26, – №7. – 2007. – P.670–683.
30. Freemen R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston, 1984.
31. Informationen zur Praxisausbildung an der Hochschule für Soziale Arbeit FHNW, Bern,2011, – s. 45.
32. Gemeinsame Stellungnahme der Vorstände der Deutschen Gesellschaft für Soziale Arbeit (DGSA) und des Vorstands der Kommission Sozialpädagogik in der Deutschen Gesellschaft für rziehungswissenschaft (DGfE), Darmstadt, 2011, s. 85.
33. Kleve H. Sozialarbeitswissenschaft, Systemtheorie und Postmoderne Grundlegungen und Anwendungen eines Theorie- und Methodenprogramms. 2003, Lambertus-Verlag, Freiburg im Breisgau,s. 178.