УДК: 
372.46
Гришанова Ирина Алексеевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», fggpi@udm.net, Ижевск

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: 
Статья посвящена изучению структуры коммуникативной успешности младших школьников. Приводятся результаты факторного анализа внутренней структуры коммуникативной успешности на основе метода главных компонент. Проанализированы показатели экспертного оценивания и самооценки коммуникативной успешности учащихся экспериментальной и контрольной групп до и после экспериментального обучения. Учитывались следующие параметры коммуникативной успешности младших школьников: когнитивный – способность определять собственные коммуникативные проблемы; поведенческий – способность управлять поведением; эмотивный – способность владеть эмоциями. Сформированность коммуникативной успешности по каждому параметру измерялась определёнными критериями. Выделенные критерии выступали основанием для оценивания уровней сформированности коммуникативной успешности. Полученные результаты выявили наиболее значимые составляющие структуры коммуникативной успешности младших школьников. Проведённый факторный анализ показал, что формирующее воздействие не только повышает уровень коммуникативной успешности в экспериментальной группе, но и меняет ее структуру, влияя, в первую очередь, на когнитивный параметр и выдвигая его в качестве системообразующего.
Ключевые слова: 
факторный анализ, фактор, коммуникативная успешность, структура коммуникативной успешности, параметры коммуникативной успешности, критерии оценивания коммуникативной успешности
Библиографический список: 

1. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с.
2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка: сб. науч. трудов «Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога». – М.: АПН, 1987. – С. 67–80.
3. Гришанова И. А. Коммуникативная успешность младшего школьника: эффективность и перспективы формирования //Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11. – [Электронный ресурс]. URL: http://rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10000015. (дата обращения: 25.08.2013)
4. Гришанова И. А. Теоретическое обоснование модели формирования коммуникативной успешности младших школьников// Вестник Удмуртского университета: электронный научный журнал. – 2012. – Серия 3. Выпуск 2. (ИН 0421200042/0166) [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.udsu.ru/2012/2012-032/vuu_12_032_07. (дата обращения: 20.11.2013)
5. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996. – 240 с.
6. Яшнова О. А. Успешность младшего школьника. – М.: Акад. Проект, 2003. – 144 с.