УДК: 
159.9
Маджуга Анатолий Геннадьевич
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения, Институт развития образования Республики Башкортостан, madzhuga.anatolij@inbox.ru, Уфа
Синицина Ирина Анатольевна
Ассистент кафедры психологии, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, irinasinica@mail.ru, Стерлитамак

ВЕКТОРНО-КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД: ВЫЗОВ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ЭТАПА НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Аннотация: 
На современном этапе развития большое место в науке отводится синергетической методологии, определяющей практику моделирования саморазвивающихся систем, при этом преобладающей в исследовании становится интеграция научных подходов и синтез научных знаний, снимающие противоречия и образующие новое теоретическое единство. В данной статье рассмотрены теоретико-методологические основания векторно-контекстуального подхода, определяющего интеграцию различных частей в одно целое, раскрыта его сущность, научно обоснованы принципы, лежащие в основе векторно-контекстуального подхода, представлен компаративистский анализ средового, векторно-контекстуального и синергетического подходов и показана их роль в постнеклассическом научном знании. Каждый из принципов векторно-контекстуального подхода обусловлен своеобразием содержания и форм педагогической деятельности и оказывает влияние на конструирование картины мира человека, на его деятельность и социализацию.
Ключевые слова: 
контекст, вектор, среда, средовой подход, синергетический подход, векторно-контекстуальный подход, постнеклассическая наука, принципы, компартивистский анализ
Библиографический список: 

1. Вербицкий А. А. Принципы контекстного облучения в иноязычной под-готовке юриста // Высшее образование сегодня. – 2010. – №2. – С. 37–41.
2. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. – 2000. – № 7. –С. 36–41.
3. Синергетическая философия истории: коллективная монография. – Санкт-Петербург: Северный колледж, 2009. – 313 с.
4. Степин В. С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с.
5. Сулима И. И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.ni-centr.ru (да-та обращения 05.09. 2013.)
6. Украинцев Б. С. Проблема активности отображения // Вопросы философии. –1972. – №11. – C. 80–83.