УДК: 
373.3/.5+316.7
Семенова Светлана Степановна
Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ, ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», sss_insch@mail.ru, Якутск

МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: 
В данной статье представлены концептуальные основы конструирования целей, содержания и технологии регионального учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)», разработанного на идеях диалога культур, и рассматриваемого как инструмента формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей у учащихся. Раскрывается дидактический потенциал учебного курса по развитию у учащихся межкультурной компетенции через расширение и углубление знаний об этнокультуре как части общероссийской, мировой культуры и культурном многообразии мира (когнитивный компонент), создание единого символического поля на основе базовых национальных ценностей (ценностный компонент), сочетание личностно-ориентированных и социокультурно-ориентированных технологий обучения и воспитания (деятельностный компонент).
Ключевые слова: 
гражданская идентичность, межкультурный диалог, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), региональные и этнокультурные особенности
Библиографический список: 

1. Абдулатипов Р. Г. Российская нация (этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях). – М.: Научная книга, 2005. – 472 с.
2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичностей и построению гражданского общества // Вопросы образования. – 2008. – №1. – С.79–80.
3. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. – СПб.: Изд-во «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009. – 296 с.
4. Балицкая И. В. Развитие идей мультикультурного и гражданского образования в современном мире//Образование и межнациональные отношения: сб. материалов международного симпозиума «Образование и межнациональные отношения – IEIR-2012» – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – С.48–52.
5. Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
6. Иванова А. В. Модель формирования поликультурной компетенции школьников в контексте федеральных государственных образовательных стандартов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. – №6. – С. 30-34.
7. Мубинова З. Ф. Поликультурное воспитание в современной педагогике: сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов // Сибирский педагогический журнал. – 2010. ––№3. – С. 234 –244.
8. Федеральный государственный стандартначального общего образования в общеобразовательных учреждениях коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): сборник примерных учебных планов и примерных программ – Якутск: Национальное книжное издательство «Бичик», 2013. – 95 с.