УДК: 
372.30+371.036
Фирсова Татьяна Геннадьевна
Кандидат филологических наук, доцент, декан факультета психолого- педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, tan-firsova@yandex.ru, Саратов
Завалихина Руслана Султановна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, zarusla@list.ru, Красноярск

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация: 
В статье рассматриваются проблема реализации гуманитарных технологий - развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина и школы диалога культур в контексте развития субъектности учащихся в образовательном процессе. Обозначены особенности данных технологий (опора на собственную поисковую активность; использование наиболее эффективных приемов развития мышления) и принципы их реализации (поиска; постановки учебной задачи; содержательного обобщения; движения от общего к частному; соответствия содержания и формы; моделирования; переноса; формирования «человека культуры»; диалогичности; целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало; позиционности), которые позволяют школьнику реализоваться как субъекту обучения.
Ключевые слова: 
гуманитарные технологии, развивающее обучение, школа диалога культур, субъектность учащегося, принципы поиска, постановки учебной задачи, содержательного обобщения, формирование «Человека культуры», диалогичность
Библиографический список: 

1. Бахтин М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники : Ежегодник. 1984-1985. – М. : Наука, 1986. – С. 80–160.
2. Берлянд И. Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. – 1997. – № 3-4. – С. 117–142.
3. Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы. – Кемерово, 1993. – С. 9–106.
4. Волков А. Е. Российское образование 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях // Совет ректоров. – 2008. – № 9. – С. 11–20.
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М. : ИНТОР, 1996. – 544 с.
6. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М. : Просвещение,1989. – 127 с.
7. Потапова Е. В. Психологическое сопровождение личности в особых условиях жизнедеятельности как гуманитарная проблема // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №12 – С. 342–349
8. Репкин В. В. Строение учебной деятельности // Вестник Харьковского университета – 1976. – № 132. – Сер. психол., вып. 9. – С. 10– 15.
9. Юшков А. Н. Урок-диалог и проблема взаимопонимания между младшими школьниками // В поисках нового содержания образования.- Красноярск : КГУ, 1993. – С. 104–110.