УДК: 
377+004
Никитин Михаил Валентинович
Доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования, Институт стратегии развития образования РАО Минпросвещения РФ, niki5.53@mail.ru, Москва

Становление полисубъектного сетевого партнёрства СПО: пилотные практики и механизмы

Аннотация: 
Выходящий из пандемии российский рынок труда активно восстанавливает сетевое полисубъектное партнерство с организациями среднего профессионального образования (СПО). Определились востребованные направления сетевой активности крупных региональных колледжей-образовательных комплексов и сетевых субъектов-заказчиков кадров. Предметом их сетевого партнерства становятся модули сетевой полисубъектной образовательной программы и сетевые сообщества выпускников СПО. Практикоориентированные результаты междисциплинарного научного исследования получены в лаборатории профессионального образования ФБГНУ «Института стратегии развития образования РАО» Минпросвещения РФ по госзаданию «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования (среднего профессионального образования) и механизмы его реализации», проект № 073-00086-1901 на плановый период 2020–2021. Введение. Постановка проблемы. В русле методологии международной научной школы академиков РАО С. Я. Батышева – А. М. Новикова были разработаны теоретические основания становления сетевого профессионального образования/обучения/воспитания, которое обеспечивается прагматичностью сетевых связей и отношений. Сетевой подход стал актуальным теоретико-методологическим основанием проектирования схем сетевого полисубъектного партнерства крупных колледжей СПО и партнеров-заказчиков кадров. Необходимо вскрыть сущностные, отличительные характеристики сетевого профессионального образования от традиционного уровневого понимания среднего профессионального образования, реализующего образовательные стандарты ФГОС СПО. Были определены: а) направления сетевой активности крупных колледжей СПО; б) предметы сетевого партнерства; в) модули сетевой программы; г) классификация сетевых партнерств выпускников СПО. Цель статьи. Разработать практикоориентированную схему полисубъектного сетевого партнерства СПО с участием сетевых субъектов-заказчиков кадров. Определить актуальный понятийный аппарат, получить новое знание о специфике модулей сетевых программ и механизмах становления сетевых партнерств выпускников СПО. Методология и методы исследования. Сетевой подход, как регулятор сопряжения виртуальных и физических реальностей в жизни человека, позволяет проектировать различные форматы сетевых партнерств, объединенных решением задач наращивания профессиональных квалификаций каждым обучающимся. Такие партнерства становятся ядром «сети компетенций», т. к. квалификации уже давно формируются и оцениваются не в колледжах, а в сетевых профессиональных сообществах. Методы исследования: теоретические (разработка и критический анализ схем полисубъектного сетевого партнерства, уточнение понятийного аппарата, формализация классификационных признаков при проектировании партнерств); эмпирические (наблюдения и критический анализ пилотной практики сетевого партнерства региональных колледжей). Результаты исследования, обсуждение. Представлено междисциплинарное осмысление феномена полисубъектного сетевого партнерства крупных региональных колледжей СПО и субъектов-заказчиков кадров. Определен актуальный понятийный аппарат на основе сетевого подхода. Разработана базовая схема сетевого партнерства. Представлена специфика модулей сетевых образовательных программ для наращивания профессиональных квалификаций обучающимися СПО (в том числе, граждан с ОВЗ), на основе которых формируются сетевые профессиональные сообщества. Заключение. Исходя из цели исследования, крупный региональный колледж – образовательный комплекс необходимо рассматривать как ядро полисубъектных сетевых партнерств, которые ориентированы на наращивание профессиональных квалификаций у разновозрастных групп обучающихся и их реализацию в структуре многоукладной российской экономики. Предметами дальнейшего обсуждения должны стать: разработка научно-методического и кадрового обеспечения качества сетевого образовательного процесса и качества результата наращивания профессиональных квалификаций субъектами сетевых профессиональных партнерств.
Ключевые слова: 
сетевой подход, полисубъектное сетевое партнерство, модуль сетевой образовательной программы СПО, сетевое образовательное и профессиональное сообщество
Библиографический список: 

1. АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ 2.0 / под ред. П. Лукши. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ОЛИМП-БИЗНЕС, 2016. – 288 с.
2. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Теория сетевого образования // Наука и профессиональное образование: к 70-летию РАО: колл. моногр. –
М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2013. – С. 160–178.
3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследования мирового опыта: монография. – М.: ЛУч, 2018. – 640 с.
4. Мальцева Д. В. Сетевой подход в социологии: генезис идей и применение: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – 220 с.
5. Никитин М. В. Становление сетевого профессионального образования: ресурсы организаций и сообществ: практикоориентированная монография. – М.: РУСАЙНС, 2018. – 260 с.
6. Никитин М. В. Сетевые образовательные программы. Механизм формирования их структуры и содержания в межрегиональном РЦ СПО // Качество образования. – 2012. – № 11. – С. 28–31.
7. Никитин М. В., Шишов В. Е. Потенциал сетевого подхода в СПО: принципы, программа, трудовые функции преподавателя // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – № 4. – С. 17–25.
8. Ромм Т. А., Ромм М. В. Сетевые горизонты теории воспитательных систем // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1, № 4 (52). – С. 54–66.
9. Ромм М. В., Заякина Р. А. Инновационный вуз: сетевая перспектива в партнерских сообществах: монография. – Новосибирск: Издво НГТУ, 2018. – 431 с.
10. Смирнов И. П. Сетевая перспектива профессионального образования: взгляд на практикоориентированную монографию профессора
М. В. Никитина // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – № 4. – С. 55–57.
11. Фильчаков Ю. А. Разработка модели сетевых образовательных отношений в довузовском профессиональном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: ФИРО, 2007. – 24 с.
12. Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний: курс лекций. – М.: ВШЭ, 2010. – 339 с.
13. Туринский процесс 2018–2020 Российская Федерация. Национальный Доклад Российской Федерации / Минпросвещения России, РАНХиГС. – М., 2020. – 71 с.