Шило Надежда Григорьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет, shilo_ng@mail.ru, Новосибирск
Аннотация:
В статье показана актуализация и необходимость внедрения системно-методологической (конструктивной) направленности деятельности учителя в процессе обучения. Эта деятельность обеспечивает структурную целостность и функциональную организованность трех видов деятельности учителя: общенаучной, собственно-предметной и учебно-дидактической.
Цель статьи – раскрыть сущность системно-методологической направленности деятельности учителя с позиции технологических основ: средств и методов, определяющих существование и реализацию деятельности.
Методология. Методологические основы исследования предстают в двух направлениях: аналитико-рефлексивном и проектно-конструктивном. При первом направлении использовались идеи фундаментальных теорий познания и логики; мышления и рефлексии. При втором – исходные положения конструктивной и системно-структурной методологии реализации научно-исследовательской деятельности. Использовались методы и средства системной стратегии мыслительной и практической деятельности.
Результаты исследования. Исходя из системно-структурного представления о деятельности, выявлена и обоснована основная «структурная единица» существования деятельности – это система средств, с помощью которых осуществляется деятельность. Представлены содержание и структура системы специальных системно-структурных средств, которые являются системнообразующим, порождающим фактором системно-методологической деятельности учителя в процессе обучения.
В заключение делаются выводы об особенностях системно-методологической направленности деятельности учителя в процессе обучения. Формирование и дальнейшая реализация этой деятельности позволит улучшить качество работы учителя в процессе обучения, оптимизировав процесс обучения, а также повысить уровень обучения и образования.
Ключевые слова:
системно-методологическая деятельность, структурная иерархия видов деятельности учителя, системно-структурные средства, конструктивные связи, функциональная организованность
Библиографический список:
1. Ладенко И. С. Модели рефлексии. – Новосибирск: ЭКОР, 1995. – 213 с.
2. Марков А. А. Избранные труды. – М.: Московский центр непрерывного математического образования, 2003. – 525 с.
3. Москаленко П. Г. Формирование системных знаний на основе структурной модели науки (на материале дисциплин естественнонаучного цикла): автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1991. – 17 с.
4. Шило Н. Г. О системно-структурной иерархии деятельности учителя в процессе обучения // Вестник педагогических инноваций НГПУ: научно-практический журнал. – Новосибирск: НГПУ, 2008. – С. 49–61.
5. Шило Н. Г. Концептуально-методологические основы системности в деятельности учителя математики: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 320 с.
6. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. – М.: Школа культурной политики, 1995. – 800 с.
7. Юдин Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Вопросы философии. – 1976. – № 5 – С. 56–62.
8. Zinoviev A. A. On the problem of abstract and definite knowledge // Philosophical Journal. Praha. – 1958. – № 2. – Р. 32–40.
9. Shchedrovitsky G. P. Methodological organization of systems-structural research and development: principles and general scheme [Электронный ресурс] // Systems Research, II. Methodological Problems. – URL: https://www. fondgp.ru/old/gp/biblio/eng/4.html (дата обращения: 12.01.2021).