УДК: 
378+37.0
Ваниева Виктория Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, vvanieva@yandex.ru, Владикавказ
Течиева Виктория Заурбековна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, techievav@bk.ru, Владикавказ

Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе практико-ориентированного обучения

Аннотация: 
Современный социальный заказ – воспитание педагога новой формации, способного не только осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, но делать это наиболее коммуникативно целесообразным образом, в русле гуманистической педагогики и психологии. Цель статьи – определение потенциала практико-ориентированного обучения в формировании коммуникативной компетентности будущих педагогов. Методология и методы исследования. Исследование проводилось на основе фундаментальных теорий общения А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, взглядов А. В. Мудрика о ключевой роли общения в процессе воспитания, исследований социально-психологических феноменов педагогического общения В. А. Кан-Калика, Г. А. Ковалева. Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, анкетирование, наблюдение, беседа, методы математической обработки экспериментальных данных. Основными методами и приемами формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов явились свойственные практико-ориентированному обучению активные и интерактивные технологии. Заключение. В заключении делается вывод о том, что формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов осуществляется на основе практико-ориентированной направленности обучения и за счет применения активных и интерактивных педагогических технологий.
Ключевые слова: 
коммуникативная компетентность, практико-ориентированное обучение, активные и интерактивные технологии
Библиографический список: 

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 324 с.
2. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983. – 271 с.
3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
4. Ваниева В. Ю. Практико-ориентированное обучение будущих логопедов в условиях педагогического вуза: монография. – Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. – 129 с.
5. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. – 2005. – № 3. – С. 23–28.
6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. – М.: Велби, 2007. – 480 с.
7. Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития: пер. с англ. – М.: Прогресс, 2001. – 248 с.
8. Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. – 1985. – № 4. – С. 9–17.
9. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
10. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.
11. Кучеревская М. О., Дейч Б. А. Использование методов активного обучения в формировании профессионально-педагогической направленности у будущих педагогов дополнительного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 4. – С. 53–63.
12. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. – 63 с.
13. Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии. – М.: Наука, 1981. – 280 с.
14. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 111 с.
15. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды. – М., Воронеж, 2011.
16. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.
17. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 544 с.
18. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. –
М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
19. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 27–30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC). – Secondary Education for Europe Strаsburg, 1997.
20. Rogers С. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. – Boston, 1961. – 420 р.