УДК: 
376.7+316.3/.4
Касенова Надежда Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, kasenova_n@mail.ru, Новосибирск
Чемчиева Аржана Петровна
Кандидат философских наук, научный сотрудник, Институт археологии и этнографии СО РАН, chemchieva@gmail.com, Новосибирск
Мусатова Ольга Витальевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, musatova-o@ngs.ru, Новосибирск
Гейбука Светлана Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и математического анализа Института физико-математического, информационного и технологического обрзования, Новосибирский государственный педагогический университет, geybukasv@mail.ru , Новосибирск
Кергилова Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Горно-Алтайский государственный университет, kergilova@mail.ru, Горно-Алтайск

Модель этнокультурного взаимодействия молодежи в образовательном пространстве: концептуальные основы

Аннотация: 
В условиях современных изменений в российском обществе, связанных с миграцией населения и возрастанием культурной гетерогенности общества, возникает необходимость создания условий для взаимодействия молодежи разных этносов и культур. В статье предлагается модель этнокультурного взаимодействия молодежи в образовательном пространстве, которая проходит апробацию на базе Института детства Новосибирского государственного педагогического университета. Цель статьи – обосновать и описать модель этнокультурного взаимодействия молодежи в образовательном пространстве, которая позволит минимизировать интолерантные проявления в молодежной среде, а также позволит студентам эффективно взаимодействовать в поликультурном пространстве. Методология. Использованы метод моделирования и проектный подход. Они позволили соотнести актуальные процессы этнокультурного взаимодействия молодежи в образовательном пространстве и повышение этнической культуры у молодежи. Методологическая основа исследования включает в себя: подходы к определению сущности этнокультурного взаимодействия Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой, Н. М. Лебедевой, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, А. А. Сусоколова, О. И. Шкаратана и др. Результаты. Исследование показало, что необходимо формировать культуру межнационального общения в студенческой среде. Предлагаемая модель, с точки зрения авторов, позволяет решить данные задачи. Заключение. Поставленные в исследовании задачи были решены. Полученные результаты могут быть использованы в образовательном процессе высших учебных заведений.
Ключевые слова: 
модель, молодежь, этнос, культура, этнокультурное взаимодействие, межэтнические отношения, толерантность, поликультурное воспитание, образовательное пространство
Библиографический список: 

1. Абсалямова А. Г. Развитие межнациональных отношений студенческой молодежи в системе высшего педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Уфа, 2007. – 46 с.
2. Анциферова Н. Г. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития: автореф. дис. ... канд. соц. наук. – М., 2007. – 24 с.
3. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Кондратьев B. C., Сусоколов А. А. Этносоциология: цели, методы, некоторые результаты исследования. – М.: Наука, 1984. – 271 с.
4. Басаргина Е. В. Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа (на примере политехнического колледжа Республики Алтай): автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2011. – 27 с.
5. Богардус Э. Социальная дистанция // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. – Минск: Книжный Дом, 1999. – 650 с.
6. Бромлея Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. – М.: Наука, 1987. – 333 с.
7. Вундт В. Проблемы психологии народов. – М.: Академический проект, 2011. – 136 с.
8. Галеева Л. И. Формирование культуры межнационального общения студенческой молодежи средствами социально-культурного творчества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 2014. – 21 с.
9. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. – СПб.: Питер, 2007. – 335 с.
10. Дробижева Л. М. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. – М.: Academia, 2002. – 480 с.
11. Еромасова А. А. Русский менталитет: антропо-культурное своеобразие (на материалах Дальнего Востока) автореф. дис. ... д-ра филос. наук. – Южно-Сахалинск, 2011. – 48 с.
12. Зборовский Г. Е., Щуклина Е. А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Социологические исследования. – 2013. – № 2. – C. 80–91.
13. Козлов В. И. Национальности СССР. Этнодемографический обзор. – М.: Статистика, 1975. – 263 с.
14. Кусарбаев Р. И. Формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2001. – 25 с.
15. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. – М.: Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, 1993. – 196 с.
16. Маркова Н. Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Казань, 2010. – 40 с.
17. Машкинцева А. Е. Модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе // Вестник университета. – 2015. – № 11. – С. 329–332.
18. Мирошниченко Е. В. Развитие культуры межнационального общения у будущих педагогов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Иркутск, 2019. – 25 с.
19. Некрасова А. Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: (состояние и формирование): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. – М., 1992. – 43 с.
20. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Н. Н. Касенова, О. В. Мусатова,
Г. К. Джурабаева [и др.]. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – 198 с.
21. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998. – 389 с.
22. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы её изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. – М.: ЦСО РАО, 1998. – С. 85–104.
23. Суровцова Е. И. Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в школе // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 12. – С. 184–188.
24. Тишков В. А. Национализм и национальная идентичность // Новое время. – 1991. – № 27. – С. 30.
25. Ткаченко А. В. Формирование культуры межнационального общения специалистов таможенной службы в процессе их профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2017. – 24 с.
26. Тощенко Ж. Т. Постсоветское пространство: Суверенизация и интеграция: Этносоциологические очерки. – М.: РГГУ, 1997. – 214 с.
27. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. – М.: Наука, 1971. – 256 с.
28. Эрдниева Э. В. Формирование коммуникативной компетентности бакалавров гуманитарного профиля в условиях поликультурной среды): автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Махачкала, 2019. – 22 с.