УДК: 
378+001
Малышев Владимир Сергеевич
аспирант, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, malyshev.v@pstgu.ru, Москва

Функционально-прогностическая модель среды обучающихся в аспирантуре как средство научной и научно-педагогической подготовки кадров высшей квалификации

Аннотация: 
Введение в проблему. Актуальность анализа среды аспиранта с позиции поиска педагогического средства управления его становлением как специалиста высшей квалификации обусловлена многоаспектностью целей и задач аспирантской подготовки, фундированных в условиях реальной жизнедеятельности. Цель статьи – выявить и обосновать функционально-прогностическую модель среды обучающихся в аспирантуре в качестве средства научной и научно-педагогической подготовки кадров высшей квалификации. Методология исследования. Теоретическими основаниями описания модели среды обучающихся в аспирантуре выступили представления о средовом проектировании как составляющей части технологии средового подхода в образовании, а также теоретический и практический опыт осмысления образа жизни в качестве условия становления личности в ходе образовательного процесса. Важную роль сыграли результаты исследования применения информационно-коммуникационных технологий в качестве системообразующего фактора подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, проводимого автором с 2017 г. Результаты и заключение. Среда обучающихся в аспирантуре представлена в качестве интегрального средства, включающего параметры возможности, вероятности и достоверности достижения образовательной цели в среде и с помощью среды. Указанные параметры раскрываются в ходе последовательного решения девяти задач по описанию среды обучающихся в аспирантуре, основанных на правилах комбинирования частей средового подхода в целях реализации заложенного в нём образовательного потенциала. Рассмотрен образ жизни аспиранта как условие становления в качестве специалиста высшей квалификации с научной и научно-педагогической подготовкой в результате взаимодействия обучающегося со средой.
Ключевые слова: 
среда обучающихся в аспирантуре; средовой подход; средство подготовки научных и научно-педагогических кадров; образ жизни аспиранта
Библиографический список: 

1. Бедный Б. И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. – 2016. – № 3 (199). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tseli-aspirantskoy-podgoto... (дата обращения: 06.11.2020).
2. Белогуров А. Ю., Ильинская Я. А. Разработка научно-методического обеспечения совершенствования подготовки кадров высшей научной квалификации в условиях послевузовского образования. – Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2016. – 48 с.
3. Боровская Е. В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Нижний Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т, 2009. – 22 с.
4. Воропаев М. В. К проблеме онтологии стихийности // Стихии, стихийность и стихиальность в образовании: сборник научных статей / под ред. Ю. С. Мануйлова и др. – М.; Н. Новгород: Растр-НН, 2007. – С. 15–22.
5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 447 с.
6. Евстифеев А. И. Исторические аспекты реализации средового подхода в педагогической науке [Электронный ресурс] // Армия и общество. – 2010. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-aspekty-realizatsii-sred... (дата обращения: 01.03.2019).
7. Железняк В. Н. Среда и стихия (экзистенциально-философский аспект) // Стихии, стихийность и стихиальность в образовании: сборник научных статей / под ред. Ю. С. Мануйлова и др. – М.; Н. Новгород: Растр-НН, 2007. – С. 22–29.
8. Завадский С. А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация: Искусство на пути к коммунистической цивилизации. – М.: Искусство, 1986. – 272 с.
9. Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Н. Новгород: Волжский гос. инженер.-пед. ун-т, 2006. – 22 с.
10. Малышев В. С. Определение области централизованного применения информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки кадров высшей квалификации // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2020. – № 1 (29). – С. 146–153.
11. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2008. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-sredovogo-podhod... (дата обращения: 26.10.2018).
12. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. – М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2002. – 157 с.
13. Менг Т. В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 1999. – 23 с.
14. Мануйлов Ю. С., Шек Г. Г. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно-методическое пособие. – М.; Н. Новгород, 2008. – 220 с.
15. Остапенко А. А. Настоящесть событий и «понарошечность» мероприятий в воспитании // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой и М. Ю. Жилиной; науч. ред. серии Н. Б. Крылова. – 2010. – Вып. 1 (43). – С. 14–23.
16. Писарева С. А. Проблемы содержания подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре современных университетов [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2013. – № 158. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-soderzhaniya-podgotovki-nauch... (дата обращения: 29.09.2019).
17. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современном университете: коллективная монография / под общ. ред.
В. В. Лаптева. – СПб.: Книжный дом, 2005. – 320 с.
18. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой и М. Ю. Жилиной; науч. ред. серии Н. Б. Крылова. – 2010. – Вып. 1 (43). – 157 с.
19. Волкова Л. В. Создание образовательной среды: вопросы, ответы, снова вопросы…: монография. – Пермь: Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т, 2019. – 198 с.
20. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 2001. – 366 с.
21. Choy S., Delahaye B. L., Saggers B. Developing learning cohorts for postgraduate research degrees // The Australian Educational Researcher. – 2014. – № 42. – P. 19–34.