УДК: 
37.0(571)(09)
Белова Елена Николаевна
Доктор педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, belovaen@list.ru, Красноярск
Романова Наталья Сергеевна
Аспирант, Сибирский федеральный университет, meencanta@yandex.ru, Красноярск

Деятельность педагогических учебных заведений Красноярского края по подготовке учителей для национальных школ в 1930-е годы

Аннотация: 
Актуальность исследования определена модернизацией образования, всплеском национального самосознания в регионах страны и недостаточной изученностью исторического опыта подготовки учителей для национальных школ Красноярского края в 1930-е годы. В связи с этим большой интерес представляет исторический опыт советского времени подготовки учителей, как носителей культуры народностей Хакассии и Красноярского Севера, для национальных школ. Цель статьи – охарактеризовать опыт подготовки учителей для национальных школ в Красноярском крае в 1930-х годах. Для решения поставленных задач исследования были использованы: историко-ретроспективный, историко-реконструктивный, историко-типологический, сравнительно-исторический, системно-структурный, хронологический, историко-генетический методы, анализ и обобщение. Результаты исследования заключаются в выявлении исторического опыта нескольких учебных заведений профессионального педагогического образования в регионе по подготовке учителей для национальных школ Хакассии и Красноярского Севера, определены проблемы и препятствия подготовки педагогических кадров. В 1930-х годах в Красноярском крае задача подготовки педкадров для национальных школ решалась в трех педучилищах и педагогическом институте на специальных отделениях и в форме дополнительных занятий. К 1940-м годам эта деятельность была прекращена по ряду причин: нехватка финансирования, отдаленность учебных заведений от национальных школ, отсутствие методического опыта для руководящих структур, политика русификации населения во второй половине 1930-х годов.
Ключевые слова: 
педагогическое образование, национальные школы, подготовка учителей в 1930-е годы, коренные народы Севера, Красноярский край
Библиографический список: 

1. Артюхова В. В. (Мирошниченко В. В.) К вопросу о подготовке педагогических кадров для национальных школ // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Вып. 5. Абакан, 2001. – С. 168–170.
2. Бибикова В. В. Педагогические кадры в Приенисейском крае в 20-е годы XX века. Красноярск, 2011. – 362 с.
3. Быконя Г. Ф., Федорова В. И., Ценюга С. Н., Мезит Л. Э., Ворошилова Н. В., Вебер Г. М., Ценюга И. Н. Очерки истории народного образования Красноярского края (XVII – начало XXI вв.): монография. – Красноярск, 2014. – 580 с.
4. Государственный архив Красноярского края. Фонд П-26. Оп. 1. Д. 326.
5. Государственный архив Красноярского края. Фонд Р-1383. Оп.1. Д. 44.
6. Государственный архив Красноярского края. Ф. Р-2217. Оп.1. Д. 3.
7. Городенко Д. В. Образование коренных народов России в XVIII веке // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 2. – С. 322–329.
8. Журавлев М. Возвращение в альма-матер // Енисейская правда. – 2006. – 27 октября. – С. 12.
9. Летопись Красноярского Государственного педагогического института. 1932–1982. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ин-т, 1982. – 166 с.
10. Малышева Е. В., Набок И. Л. Образование коренных малочисленных народов Арктики: проблемы и перспективы развития // Общество. Среда. Развитие. – 2015. – № 1. – С. 139–144.
11. Мирошниченко В. В. Организационно-педагогические условия подготовки учителей для работы в школах с родным (нерусским) языком обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5 (84). – С. 117–120.
12. МКУ «Архив города Енисейска». Ф. Р-167. Оп.1. Д. 2. Л. 2-6
13. Неруш В. О. «Северный рабфак» и коренные малочисленные народы Севера в 1920-е гг.: проект и его реализация // Гуманитарный акцент. – 2020. – № 1. – С. 39–44.
14. Неустроев Н. Д., Неустроева А. Н. Образование на севере как фактор развития коренных малочисленных народов // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 3. – С. 195–198.
15. Никитин М. А. Государственная национальная политика Российской Федерации в отношении коренных малочисленных народов севера в контексте проведения в Российской Федерации международного десятилетия коренных народов мира // Вестник СамГУ. – 2008. – № 5/2 (64). – С. 281–288.
16. Официальный Интернет-ресурс Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2020).
17. Официальный портал Красноярского края [Электронный ресурс]. – URL: http://www.krskstate.ru/about/history/ (дата обращения: 10.11.2020).
18. Пименова Н. Н. Проблемы образования детей коренных малочисленных народов Сибири и Севера в Красноярском крае // Инновации в непрерывном образовании. – 2012. – № 5. –
19. Погорельская Е. В. Енисейское педагогическое училище // Среднее профессиональное образование. – 2006. – № 9. – С. 42–43.
20. Рафиков Р. Г. Основные этапы развития начальной школы национальных меньшинств Сибири в 1920–30-х гг. // Народное образование в Красноярском крае: материалы III краеведческих чтений, г. Красноярск, 6 декабря 2001 г. – С. 134–142.
21. Рафиков Р. Г. Развитие национальной школы Красноярского края (1920–2005) // История науки и образования в Сибири: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием, г. Красноярск, 15–16 ноября 2005 г. – С. 121–127.
22. Сайт музея Енисейского педагогического колледжа [Электронный ресурс]. – URL: https://epk.ucoz.ru/index/prikazy/0-299 (дата обращения: 26.10.2019).
23. Фалалеев А. Н. Страницы истории Красноярского пединститута. – Красноярск, 1992. – 146 с.
24. Чурсина А. С. Основы государственной политики в сфере образования в отношении коренных малочисленных народов енисейского севера в 1920-е гг. // The Newman In Foreign Policy. – 2019. – № 47 (91), апрель – май. – С. 64–65.
25. Янова М. Г., Малахова Е. В., Кирко В. И., Копцева Н. П., Разумовская В. А. Особенности экономической социализации учащихся старших классов средних школ, расположенных на северных территориях и республики САХА (Якутия) // Вестник НГПУ. – 2018. – Т. 8, № 2. – С. 203–221.