УДК: 
371(470)(09)+316.7
Протасова Елена Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин, Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета, elena-protasova5@yandex.ru, Соликамск

Социокультурный опыт уральского учительства в документальных источниках личных архивных фондов Пермского края

Аннотация: 
Регионализация образования и инновационная деятельность учителя является неотъемлемой частью экономико-исторических процессов, происходящих в современном обществе. Обращение к опыту прошлого позволяет увидеть возможные подходы к решению актуальных проблем существующей образовательной практики и обогатить её идеями, прошедшими социально-педагогическую апробацию. Региональное историко-педагогическое наследие, как многогранное явление, можно рассматривать с разных сторон. Предметным полем данного исследования выступает социокультурный опыт уральских учителей, изучение которого базируется на документальных материалах личных архивных фондов с использованием взаимосвязанных и взаимообусловленных культурологического и аксиологического подходов. Цель публикации – раскрытие основных положений реконструкции социокультурного опыта учительства на основе материалов личных фондов из архивов Пермского края. Рассматриваются различные по своей информативности источники, способствующие анализу педагогических явлений и феноменологии детства в их взаимосвязи. Автор выделяет новаторские идеи, потенциал которых связан с развитием личности, и отвечает таким критериям, как гуманистический характер воспитания и актуальность для современного образования. В исследовании применяется историко-ретроспективный и конструктивно-генетический анализ, а также методы изучения педагогической персоналистики и обобщения ценного педагогического опыта. Результатом является разработка основных подходов к изучению личных архивных фондов учителей, конкретизация на региональном материале аксиологических детерминант профессиональной практики советской школы, актуализация педагогических идей, представляющих интерес для повышения компетентности современного педагога в инновационной деятельности.
Ключевые слова: 
региональная история учительства, социокультурный опыт, культурологический и аксиологический подходы, личные архивные фонды учителей Пермского края, новаторские идеи, профессиональная компетентность педагога
Библиографический список: 

1. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Идеология, методология, научный аппарат историко-педагогического исследования // Образование и наука. – 2006. – № 1 (37). – С. 21–29.
2. Бим-Бад Б. М. Очерки по истории и теории педагогики. – М.: УРАО, 2003. – 272 с.
3. Богуславский М. В. XX век российского образования. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 336 с.
4. Булыгина М. В. К вопросу о методологии региональных историко-педагогических исследований // Язык и культура. – 2008. – № 2. – С. 74–84.
5. Гилева А. В., Протасова Е. В. Историко-педагогический опыт социального партнёрства в дошкольном воспитании (на материалах Пермского края) // Диалоги о дошкольном образовании: материалы Международной научно-методической конференции (5–6 декабря 2019 г., г. Псков). – Псков: Псковский государственный университет, 2020. – С. 66–73.
6. Егоров С. Ф. Исследование истории отечественной педагогики: вчера и сегодня // Педагогика. – 2009. – № 5. – С. 73–79.
7. Корнетов Г. Б. Образование подрастающих поколений в прошлом и настоящем: монография. – М.: АСОУ, 2017. – 168 с.
8. Корнетов Г. Б. Познание прошлой педагогической реальности // Историко-педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 37–63.
9. Курапова Е. Р. Личные фонды отечественных ученых в архивах России, вторая половина XIX – конец XX вв.: Проблемы комплектования, экспертизы ценности и использования документов: дис. … канд. ист. наук. – М., 1999. – 220 с.
10. Личный фонд Баженова Сергея Тимофеевича, директора Чусовской школы № 6, отличника народного просвещения, ветерана труда. Дела 1–45 за 1937–2007 гг. // Муниципальное бюджетное учреждение «Архив Чусовского района» (АЧ). Ф. 167. Оп. 1. Д. 25.
11. Личный фонд Бочковой Елизаветы Ильиничны, Бочкова Бориса Александровича, Бочковой Надежды Фёдоровны, ветеранов труда. Дела 1–82 за 1872–1990 гг. // Муниципальное бюджетное учреждение «Архив г. Соликамска» (АС). Ф. Р-291. Оп.1. Д. 5. Л. 1–70.
12. Личный фонд Весельского Григория Ивановича, учителя математики, рисования и черчения Красновишерской школы № 3, отличника народного просвещения, ветерана труда. Дела 1–72 за 1929–2001 гг. // Архивный отдел администрации Красновишерского муниципального района Пермского края (АКР).
Ф. 185. Оп. 1. Д. 14–32.
13. Личный фонд Галкиной Фаины Георгиевны, заведующей Кунгурским детским садом № 2, отличника народного просвещения, ветерана труда. Дела 1–45 за 1930–1984 гг. // Муниципальное бюджетное учреждение «Кунгурский городской архив» (КГА). Ф. Р-470. Оп. 1.
14. Личный фонд Ескиной Валентины Матвеевны, директора Кунгурского детского дома № 2, отличника народного просвещения. Дела 1–59 за 1918–1992 гг. // КГА. Ф. Р-121. Оп. 1.
Д. 8. Л. 1–11.
15. Личный фонд Исаковой Парасковьи Кузьминичны, учителя истории Чусовской школы № 75 (25), заслуженного учителя школы РСФСР. Дела 1–66 за 1930–1998 гг. // АЧ.Ф. 142. Оп.1. Д. 29; 30; 42; 44.
16. Личный фонд Ичанкиной Риммы Ивановны, учителя литературы школы № 3 посёлка «Шахта» города Кизела. Дела 1–54 за 1965–2010 гг. // Муниципальное казённое учреждение «Архив города Кизела» (АГК). Ф. 139. Оп. 1. Д. 44–52.
17. Личный фонд Куренных Александра Андреевича, заведующего Чусовским отделом народного образования, отличника народного просвещения, заслуженного учителя школы РСФСР. Дела 1–49 за 1928–2008 гг. // АЧ. Ф. 170. Оп.1. Д. 27. Л. 1–24; Д. 30. Л. 1.
18. Личный фонд Ловикова Ивана Яковлевича, директора Губахинской школы № 1, ветерана труда. Дела 1–17 за 1944–1988 гг. // Муниципальное казённое учреждение «Архив города Губахи» (АГ). Ф. 85. Оп.1. Д. 5– 9.
19. Личный фонд Малкова Ивана Павловича, учителя истории Кизеловской школы № 4, ветерана труда. Дела 1– 29 за 1923–1982 гг. // АГК. Ф. 92. Оп.1. Д. 1–28.
20. Личный фонд Михайловой Анны Фадеевны, директора Красновишерского детского дома, заслуженного учителя школы РСФСР. Дела 1–6 за 1964–1978 гг. // АКР. Ф. 123. Оп. 1. Д. 1. Л. 1–2.
21. Личный фонд Норовой Фаины Михайловны, учителя иностранного языка Кизеловской школы № 1 имени А.С. Пушкина, отличника народного просвещения, ветерана труда. Дела 1– 142 за 1872–2007 гг. // АГК. Ф. 100. Оп. 1. Д. 36.
22. Личный фонд Рожкова Якова Семёновича, завуча Кунгурского педагогического училища, отличника народного просвещения, ветерана труда. Дела 1–30 за 1935–1981 гг. // КГА. Ф. Р-451. Оп.1. Д. 1–30.
23. Личный фонд Федулова Владимира Павловича, директора Соликамской городской станции юных техников, отличника народного просвещения. Дела 1–61 за 1922–1981 гг. // АС. Ф. Р-237. Оп.1. Д. 45–46.
24. Личный фонд Хоймовой Антонины Ивановны, учителя английского языка Кунгурской школы № 10, заслуженного учителя школы РСФСР, ветерана труда. Дела 1–38 за 1949–2005 гг. // КГА. Ф. Р-826. Оп.1. Д. 28–29.
25. Протасова Е. В. История советской школы и детства в личных архивных фондах уральских учителей (1930–1980-е годы) // Научный диалог. – 2018. – № 12. – С. 465–478. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-12-465-478.
26. Протасова Е. В. Педагогический опыт уральских учителей в документальных источниках личных фондов: краеведческая деятельность в 1960–1980-х годах // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 11. – С. 6–11.
27. Протасова Е. В. Региональная история учительства в личных фондах уральских учителей (на материале 1920–1930-х годов) // Научный диалог. – 2018. – № 10. – С. 313–325. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-10-313-315.
28. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 576 с.
29. Уткин А. В. Историко-педагогический контекст как пространство рефлексии проблем современного образования // Историко-педагогический журнал. – 2017. – № 1. – С. 7–12.
30. Чуркина Н. И. Проблемы и перспективы современных историко-педагогических исследований // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2014. – № 1 (2). – С. 135–137.