УДК: 
371(571)(09)+316.7
Жумадилова Махабат Толеубаевна
Специалист по УМР 1-й категории кафедры иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, mahabat.777@mail.ru, Новосибирск

Педагогические задачи и роль социальных учреждений Новониколаевска в воспитании детей в начале XIX века

Аннотация: 
Учитывая современную ситуацию реформирования детских социальных учреждений, отметим, что принципиально важен историко-педагогический взгляд на их становление и развитие. В связи с этим актуализируется социально-историческая миссия исследования характера, целей, содержания деятельности социальных учреждений для детей. Цель статьи: описать педагогические задачи, которые стояли перед социальными учреждениями в первой четверти XIX века, в период их зарождения и становления; а также условия использования исторического опыта деятельности социальных учреждений ранней стадии становления. Методология и методы исследования. Теоретическими основаниями исследования историко-педагогического анализа, посвященного воспитательной практике и социальной защите детства, выступают как дореволюционные (А. И. Герцен, В. И. Герье, В. О. Ключевский и др.), так и более поздние исследования (Л. В. Бадя, Т. С. Дорохова, З. И. Лаврентьева, М. В. Поддубный, М. В. Фирсов). Методом исследования является анализ архивных материалов на основе общественных организаций, отчетов, докладных записок, постановлений, послужных списков. В заключении делается вывод об использовании передового педагогического опыта в деятельности детских социальных учреждений первой четверти XIX века, который актуален и в наше время.
Ключевые слова: 
социальные учреждения, детские социальные учреждения, социальная педагогика, социальная защита детей, дети-сироты, воспитание
Библиографический список: 

1. Докладные записки подотдела правовой защиты детей о состоянии детских домов // ГАНО Ф.Д. – 1959. – Оп. 1, д. 12.
2. Документы (план, акт, заявления, переписка) о строительстве часовни при приюте «Ясли» в г. Новониколаевске // ГАНО Ф. Д. – 97. – Оп. 1, д. 176.
3. Послужные списки священноцерковнослужителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственной церкви // ГАНО Ф. Д. – 159. – Оп. 1, д. 113а.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – URL: http://gigabaza.ru/doc/73866.html (дата обращения: 01.10.2020).
5. Карапунина А. В. Социальный, правовой и экономический статус социального учреждения // Омский научный вестник. – 2014. – № 5 (132). – С. 67–69.
6. Лаврентьева З. И. Становление социокультурных традиций воспитания детей в сиротских учреждениях Новосибирска // «В надежде славы и добра…»: исторический факультет НГПУ в образовательном, исследовательском и социокультурном пространстве России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ и исторического факультета (Института истории, гуманитарного и социального образования) / под ред. В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 393–399.
7. Лаврентьева З. И. Cоциокультурные ориентиры воспитания детей в сиротских учреждениях Сибири // Functions of upbringing and education in conditions of the accelerated socialization of the personality in the modern society. Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 18 – June 24, 2015) / International Academy of Science and Higher Education; Organizing Committee: T. Morgan (Chairman), B. Zhytnigor, S. Godvint. A. Tim. – London: IASHE, 2015. – P. 17–20.
8. Попова Д. Г. Детские социальные учреждения: цивилистический аспект: монография. – Кемерово, 2013. – 140 с.
9. Фирсов М. В., Мороз М. В., Ходарина Е. В. Модернистские дискурсы теории познания социальной работы XX века // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2016. – № 3. – С. 198–207.
10. Цыганков Д. А. Благотворители и благотворительность в жизни В. И. Герье // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2015. – № 25. – С. 230–233.
11. Black M. Philosophy in America. – New York: University Press, 1963. – 356 p.
12. Turner J. H., Beeghley L., Powers Ch. H. The emergence of sociological theory // Teaching Sociology. – 2000. – № 28(4). – P. 406.