Красавина Юлия Витальевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Английский язык", Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова, juliadamask@yandex.ru, Ижевск
Пономаренко Екатерина Петровна
старший преподаватель кафедры "Английский язык", Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова, catpep@mail.ru, Ижевск
Жуйкова Ольга Викторовна
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы», Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова, zhuykovaolga2012@mail.ru, Ижевск
Серебреникова Юлия Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, yulia-sereb@inbox.ru, Комсомольск-на-Амуре
Адаптация видеоматериалов для обучения глухих и слабослышащих студентов
Аннотация:
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема адаптации учебных материалов для обучения глухих и слабослышащих студентов.
Цель статьи – выявить и обосновать особенности разработки и адаптации видеоматериалов для обучения студентов с нарушением слуха в процессе аудиторной и внеаудиторной работы.
Методология. Исследование проводилось на базе Центра инклюзивного обучения ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, в эксперименте принимали участие 11 студентов с нарушениями слуха первого и второго курсов, обучающиеся по специальности «Технология машиностроения». Участникам эксперимента были предложены короткие обучающие видеоматериалы социокультурной тематики одинаковой сложности, при этом одна часть видеоматериалов была продублирована субтитрами, вторая – переводом на жестовый язык. В первой части эксперимента участников попросили в свободной форме изложить краткую суть материала, представленного в видео. Во второй части эксперимента участникам было предложено ответить на тестовые вопросы по содержанию видеоматериалов, касающихся некоторых деталей изложенного материала. В заключение студентам было предложено ответить на вопросы о предпочтениях по дубляжу видеоматериалов и о причинах своего выбора.
Результаты и обсуждение. Результаты, полученные в ходе этого эксперимента, указывают на предпочтительное использование субтитров при адаптации видеоматериалов для глухих и слабослышащих студентов. Однако при появлении в видео сложных абстрактных понятий, субтитры никак не облегчают их понимание. В связи с этим при разработке электронных ресурсов, включающих видеоматериалы, можно предусмотреть комбинированное использование жестового дубляжа и субтитров.
Ключевые слова:
адаптация видеоматериалов; обучение студентов с нарушениями слуха; инклюзивное обучение; жестовый язык; субтитры
Библиографический список:
1. Борщевский И. Особенности создания субтитров для зрителей с нарушением слуха [Электронный ресурс] // Research-Gate. – 2016. – URL: https://www.researchgate.net/publication/320546766_Subtitling_for_Deaf_a... (дата обращения: 15.12.2020).
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6. Т. 5: Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.
3. Зайцева Г. Л. Диалог с Л. С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Культурно-историческая психология. – 2006. – Т. 2, № 3. – С. 21–27.
4. Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Жуйкова О. В., Серебрякова Ю. В. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий для обучения глухими и слабослышащими студентами технического вуза // Мир педагогики и психологии. – 2019. – № 12 (41). – С. 114–119.
5. Кучкина С. А. Особенности создания субтитров для людей с нарушениями слуха // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей VII Международной научной конференции молодых ученых (9 февраля 2018 г.): в 2 ч. Ч. 1: Современные лингвистические исследования. – Екатеринбург: УМЦ-УПИ, 2018. – С. 15–19.
6. Кюсева М. В. Признаковая лексика в русском жестовом языке в типологической перспективе [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2017. – № 3. – С. 97–114. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priznakovaya-leksika-v-russkom-zhestov... (дата обращения: 15.12.2020).
7. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006. –589 с.
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201904080016?index=0&r... (дата обращения: 12.12.2020).
9. Estes W. K. The structure of human memory in Encyclopedia Britannica: Yearbook of science and the future. – Chicago: University of Chicago Press, 1977.
10. Heiling К. The Development of Deaf Children. – Hamburg, 1995.
11. Bilingual Teaching of Deaf Children in Denmark / ed. W. Lewis. – Copenhagen, 1995.
12. Meyer D. E., Schvaneveldt R. W, Ruddy M. G. Loci of contextual effects on visual word recognition // P.M. A. Rabbit, S. S. Dornie (Eds) Attention and performance V. – London: Academic Press, 1974.
13. Norton D., Stark L. Eye movements and visual perception // Scientific American. – 1971. – P. 34–43
14. Rayner K. Eye movements in reading. Recent developments // Current Directions in Psychological Science. – 1993. – № 2. –
P. 81–85.