УДК: 
159.94
Хуторянская Татьяна Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, dialogus1@yandex.ru, Саратов

Стратегии копинг-поведения в зависимости от особенностей креативности у студентов разных специальностей

Аннотация: 
Введение. Работа посвящена изучению стратегий копинг-поведения в зависимости от особенностей креативности у студентов разных специальностей. Цель статьи. Цель исследования – выявление стратегий копинг-поведения в зависимости от особенностей креативности у студентов гуманитарных и технических специальностей. Методология и методы исследования. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского города Саратова (1-я группа – n = 50, 18–23 года, студенты гуманитарных специальностей; 2-я группа – n = 50, 18–23 года, студенты технических специальностей) с применением диагностического инструментария: тест на способы совладающего поведения Р. Лазаруса (Крюкова, 2007); методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой); опросник совладания со стрессом COPE (К. Карвер, М. Шейер, Дж. Вейнтрауб; адаптация Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осиным, Е. А. Рассказовой, О. А. Сычевым, В. Ю. Шевяховой); тест вербальной креативности Медника (RAT), взрослый вариант, адаптация А. Н. Воронина; тест вербальной креативности Дж. Гилфорда; методика диагностики невербальной креативности (адаптация теста Гилфорда и Торренса, субтест «Завершение фигур» А. Н. Воронина). Результаты исследования. Установлено, что существуют значимые различия между креативностью и копинг-стратегиями у студентов гуманитарных и технических специальностей, а также имеется наличие значимой связи между креативностью и копинг-поведением. Заключение. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов педагогами-психологами в ходе практической работы со студентами при поиске новых способов адаптации к изменяющейся действительности и использовании креативности как ресурса, позволяющего конструктивно совладать со стрессом.
Ключевые слова: 
стратегии; копинг-поведение; зависимость; особенности креативности; студенты гуманитарных специальностей; студенты технических специальностей
Библиографический список: 

1. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. – М.: Юрайт, 2012. – 82 с.
2. Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладения с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 1. – С. 100–111.
3. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса // Психологический журнал. – 2006. – № 3. – С. 106–116.
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. – М.: Юрайт, 2019. – 349 с.
5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.
6. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243–246.
7. Котельников В. М. Займитесь собой. Пособие по саморегуляции и самосовершенствованию. – М.: РГГУ, 2011. – 624 с.
8. Крюкова Т. JI. Возрастные и кросскультуральные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 5–15.
9. Крюкова Т. Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2004. – № 4. – С. 58–68.
10. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. – М.: МИФ, 2014. – 176 с.
11. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: МПСИ, 2002. – 400 с.
12. Реан А. А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2017. – 286 с.
13. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
14. Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. Oxford University Press, 2002. – 253 p.