УДК: 
008+13
Буланкина Надежда Ефимовна
Доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иноязычного образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, nebn@yandex.ru, Новосибирск

Культуросозидающая составляющая архитектоники современной гуманитарной среды: ценностный контекст эпохи постмодернизма

Аннотация: 
В статье проблематизируется культуросозидающая миссия отечественного образования как социально значимого института воспроизводства культурно-ориентированной языковой личности, ее индивидуального языка как основы ценностных преференций в концептосфере человека. Цель работы видится в философском осмыслении, в теоретическом обосновании и практической реализации авторской комплексной модели сопровождения профессионального развития учителя, его культурного самоопределения в аспекте повышения уровня коммуникативной компетенции во имя решения культуротворческих задач воспитания и обучения. Методология, программные установки, стратегии и стратегемы, представленные в рамках фундаментальных научных исследований, посвящены актуальным вопросам философии языка, времени и пространства, теории коммуникации и аксиологии поликультурной среды взаимодействия и взаимообмена культурными ценностями как ведущей стратегии и тактики современного образования. Основной методологический посыл исследовательского поля заключается в пристальном внимании к разнообразным «языкам образования/полиязычиям» как ценностным доминантам инновационных процессов в аспекте точек роста ментального языка личности обучающихся. При этом актуализация культуротворческих задач, которые реализуются в целенаправленно создаваемой развивающей гуманитарной среде, зависит от подлинной коммуникации непосредственных участников образовательного процесса как языковых личностей. Результаты исследования находят отражение в трех направлениях, а именно: раскрытие сущности аккультурации профессиональной интегративной среды как процессного феномена взаимодействия полиязычий и поликультур; позиционирование образовательных практик новой формации, тьюториала, менторинга и коучинга, а также системы развивающих ситуаций в формате драматизаций, игровых и некоторых других конструктов и стратегий; корректировка концепта культурное самоопределение в аспекте приобщения личности к языкам культуры и отражения их созидающих функций в индивидуальной полиязыковой концептосфере через подлинную коммуникацию. В заключение уточняется концепт «гуманитарная среда», в основании которой – коммуникативность и интегративность полиязычий как неотъемлемая культуросози-дающая компонента архитектоники событийного пространства непредсказуемых, нередко драматичных реалий эпохи постмодернизма, а также отмечается приоритетная роль коммуникативной компетенции языковой личности как ценностного критерия эффективности системы современного образования, ее аккультурации.
Ключевые слова: 
культурное самоопределение личности, аккультурация учебного процесса, принципы гуманизации, идеологический посыл/тренд, интеграция, драматизация, социально значимая языковая практика, содержательная технологичность
Библиографический список: 

1. Болгар Н. Н., Соловьев Т. В. Интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов колледжа как условие формирования общих компетенций студентов колледжа // КАНТ. – 2020.– № 3 (36). – С. 215–220.DOI: 10.24923/2222-243Х.2020-36.41
2. Буланкина Н. Е. Ценностные аспекты профессионального становления педагога в контексте радикальной смены образовательной парадигмы // КАНТ. – 2020. – № 3 (36). – С. 220–226. DOI: 10.24923/2222-243Х.2020-36.42
3. Буланкина Н. Е., Мишутина О. В. Дидактика культурного самоопределения личности: междисциплинарный подход в гуманитарном образовательном пространстве педагогического университета // Сибирский учитель. – 2017. – № 5 (114). – С. 5–11.
4. Ефимова В. Л. Связь способности к перцепции ритма с развитием высших психических функций у детей (обзор зарубежных источников) // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2020. – № 1 (49). – С. 6–15. DOI: 10.24888/2073-8439-2019-49-1-6-15
5. Зинятов А. Н. Анализ факторов, влияющих на оценку образовательных организаций в системе профессионального образования по материалам мониторинговых мероприятий // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2020. – № 3 (51). – С. 87–94. DOI: 10.24888/2073-8439-2020-51-3-87-94.
6. Карева Н. В. Компетентностный подход при реализации образовательных программ в высшей школе // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2020. – № 1 (49). – С. 48–56. DOI: 10.24888/2073-8439-2019-49-1-48-56.
7. Молокова А. В., Буланкина Н. Е. Методическая поддержка педагогов: ракурс рекуррентного повышения квалификации в условиях дистанционного обучения // Педагогический имидж. – 2020. – Т. 14, № 4 (49). – С. 648–657. DOI:10.32343/2409-5052-2020-14-4-648-657.
8. Мисюркеева Н. А. Развитие речевых навыков на уроках английского языка на примере УМК “Starlight”, 2–4-е классы // Иностранные языки. Просвещение. – URL: http://iyazyki.prosv.ru/2021/02/22 %d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d1%80%d0%b5%d1%87%d0%b5%d0%b2%d1%8b%d1%85-%d0%bd%d0%b0%d0%b2%d1%8b%d0%ba%d0%be%d0%b2-%d0%bd%d0%b0-%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba%d0%b5-%d0%b0%d0%bd%d0%b3/ (дата обращения: 19.01.2021)
9. Мурзакова И. Е. Маленькие звезды “SPOTLIGHT”. Работа с одаренными детьми во время дистанционного обучения // Иностранные языки. Просвещение. – URL: http://iyazyki.prosv.ru/2021/01/25 %d0%bc%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d0%b5-%d0%b7%d0%b2%d0%b5%d0%b7%d0%b4%d1%8b-spotlight-%d1%80%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%82%d0%b0-%d1%81-%d0%be%d0%b4%d0%b0%d1%80%d0%b5%d0%bd/ (дата обращения: 19.01.2021)
10. Охина Е. А, Придня А. Ю. Из опыта преподавания иностранного языка (английского) в специализированных классах МБОУ ЭКС // Иностранные языки. Просвещение. – URL: http://iyazyki.prosv.ru/2020/12/25 %d0%b8%d0%b7-%d0%be%d0%bf%d1%8b%d1%82%d0%b0-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f- (дата обращения: 19.01.2021)
11. Хомутцов С. В. Проблемы гуманитаризации и гуманизации в современном российском образовании // Философия образования. – 2008. – № 3 (24). – С. 75–81.
12. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики: учебное пособие. – 3-е изд. испр. и доп. – M.: Академия; СПб.: СПбГУ, Филологический факультет, 2002. – 160 с.
13. Якушкина М. С. Модернизация региональных систем повышения квалификации педагогов в пространстве непрерывного образования взрослых // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 3. – С. 17–27. DOI: 10.15293/1813-4718.2003.02.
14. Bulankina N., Malakhova N., Egorova E., Seredintseva A., Tsybaneva V. Dominant values of professional development education spaces of cross-border regions in the aspect of postmodernism // E3S Web of Conferences Volume 210, 4 December 2020 # 22017. DOI: 10.1051/e3sconf/202021022017.
15. Bhatia Vijay K. Analyzing Genre: Language Use in Professional Settings. – London; New York: Longman, 1994. – 246 p.
16. Blaschke, Lisa Marie. Heutology and Lifelong Learning: Review of Heutagogical Practice and Self-Determined Learning // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. – 2012. – Vol. 13. – P. 56–71. DOI: 10.19173/IRRODL.V13I1.1076.
17. Hedge Tricia. Writing. – Oxford University Press, 1995. – 168 p.
18. Wessels, Charlyn. Drama. – Oxford University Press, 1995. – 138 p p