УДК: 
372.016:33+004
Петрищев Владимир Иннокентьевич
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры № 7 «Языковой подготовки», Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова, vpetrishchev2019@mail.ru, Санкт-Петербург, Россия
Грасс Татьяна Петровна
Доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, tpgrass@mail.ru, Cанкт-Петербург
Ломаско Павел Сергеевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, pavel@lomasko.com, Красноярск

Формирование экономической культуры старшеклассников в условиях развития цифровой образовательной среды

Аннотация: 
Введение. В статье анализируется формирование экономической культуры старшеклассников, которое происходит в образовательной среде школы, отражающей современные рыночные тенденции. В последнее время одним из приоритетных направлений в России становится процесс цифровизации образования, предполагающий создание цифровой образовательной среды, использование возможностей цифровых технологий для улучшения качества образования. Авторы подчеркивают, что в современных условиях необходимость формирования экономической культуры старшеклассников актуализируется еще и тем, что в школе создается экономическое образование, которое должно быть построено на принципах опережения происходящих в обществе процессов. Это обусловлено с тем, что школа становится цифровой. В этой связи именно цифровые технологии выделяются правительством России как способ решения задач образования, которые не решаемы или плохо решаемы на основе традиционных технологий. Цель: выявить, как происходит формирование экономической культуры старшеклассников в условиях цифровой экономики. Методология и методы исследования: научно-педагогическими основаниями для исследования послужила совокупность исходных теоретических обоснований: ключевых положений культурологического и личностно-деятельностного подходов для описания характера и видов учебно-познавательной деятельности обучающихся; положений компетентностного подхода для описания сущности компетенций, входящих в структуру экономической культуры старшеклассников; идей личностно ориентированного образования для выявления закономерностей формирования экономической культуры старшеклассников в условиях развития цифровой экономики. Результаты исследования, обсуждение. Выявлены современные подходы к пониманию и формированию структурных элементов новой экономической культуры в системе образования в условиях цифровой экономики. Заключение. Результаты исследования могут найти применение в научных исследованиях и в преподавании курсов педагогики, социальной педагогики, сравнительной педагогики и профориентологии в педагогических высших и средних учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Ключевые слова: 
экономическая культура, понятие, старшеклассник, цифровая экономика, школа
Библиографический список: 

1. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Крашенинникова А. Е. Особенности формирования финансовой грамотности подрастающих поколений в США и Канаде // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2017. – № 2 (40). – С. 11–17.
2. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Крашенинникова А. Е. Cистема оценивания образовательных результатов старшеклассников в процессе формирования экономической культуры в условиях цифровой экономики (на материале России и Канады) // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 4. – С. 107–117.
3. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки жизни. – Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1991. – 442 с.
4. Кузнецова Т. Ф. Цифровая культура // Энциклопедия гуманитарных наук. – 2018. – № 4. – С. 233–237.
5. Ломаско П. С., Симонова А. Л., Фадеева О. А. Основные виды и возможности педагогической диагностики в цифровой среде // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Красноярск, 5–6 февраля 2020 г.). – Красноярск, 2020. – C. 309–316.
6. Межуев В. М. Между прошлым и будущим. – М.: ИНФРА, 1996. – 150 с.
7. Мельман Ф. Р., Ломаско П. С., Грасс Т. П. Региональная виртуальная площадка по финансовой грамотности как средство адаптации к новым реалиям цифровой экономики // Социально-культурная, экономическая социализация и адаптация обучающихся мигрантов и коренной молодежи в России и зарубежных странах: материалы Седьмой региональной научно-практической конференции с международным участием (Красноярск, 9–10 ноября 2018 г.) / отв. ред. В. И. Петрищев. – Красноярск: КГПУ, 2018. – С. 289–295.
8. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»: утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 окт. 2016 г. № 9. [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/news/31428/ (дата обращения: 12.02.2021).
9. План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 09 фев. 2018 г. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/orders/selection/401/31435/ (дата обращения: 10.12.2020).
10. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 авг. 2017 г. № 816 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670012 (дата обращения: 12.12.2020).
11. Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – С. 427–504.
12. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения: 10.12.2020).
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.12.2020).
14. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 10.12.2020).
15. Grass T. P., Petrishchev V. I., Lefler N. O. Peculiarities of Social Psychological and Economic Adaptation of Pupils from the Migrant Families in the City of Krasnoyarsk in Siberian Region // Regional Science Inquiry, Hellenic Association of Regional Scientists. – 2017. – Vol. 0 (2). – P. 177–185.
16. Zirkle C. The Multitiered CTE/VET System in the United States – From High School to Two-Year Colleges // Work and Education in America. Technical and Vocational Education and Training: Issues, Concerns and Prospects. – 2012. – Vol. 15. – P. 33–53.
17. Komarkova I., Gagliardi D., Conrads J., Collado A. Entrepreneurship Competence: An Overview of Existing Concepts, Policies and Initiatives. Final Report of European Comission. – Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. – 162 p. – URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC96531 (дата обращения: 10.12.2020).
18. Kourilsky M. L., Carlson S. R. Entrepreneurship education for youth: a curricular perspective // Entrepreneurship / еds. D. L. Sexton & R. W. Smilor. – 2000. – P. 193–213.
19. Zhiqun Zhao. School-enterprise Cooperation in China’s Vocational Education and Training. – URL: http://www.Keynote2-Zhiqun Zhao-School- enterprise Cooperation in China’s Vocational Education and Training (дата обращения: 10.12.2020).