УДК: 
372.016:811.111+004.9
Кретова Лариса Николаевна
Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, Новосибирский государственный педагогический университет, kretlarisa@mail.ru, Новосибирск
Кнуренко Валентина Александровна
Учитель 1-й категории, МБОУ СОШ № 187, eng.v-knurenko@yandex.ru, Новосибирск

Интерактивные приемы работы с текстом на уроках английского языка

Аннотация: 
Проблема восприятия текстовой информации остается одной из актуальных в настоящее время в силу того, что при возросшем объеме информации большая часть ее не извлекается из текста в силу ряда причин. В статье рассматриваются интерактивные приемы работы с текстом как один из способов активного восприятия и обработки текстовой информации. Целью статьи является теоретический анализ интерактивных методов и приемов обучения, а также реализация занятий по английскому языку с применением интерактивных приемов обучения чтению для совершенствования читательской компетенции обучающихся. Методология и методы исследования. Статья написана с использованием описательного метода посредством сбора, обобщения и анализа литературы по проблеме; авторы применяют экспериментальный метод для выявления результативности применения интерактивных приемов обучения чтению. Материалом для работы послужили результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме интерактивного обучения. Результаты исследования. В статье рассмотрены результаты работы обучающихся с применением интерактивных приемов работы с текстом, названы наиболее продуктивные приемы работы с текстами. Показано особое значение интерактивного метода обучения по сравнению с традиционным, рассмотрены наиболее интересные интерактивные приемы работы с текстом, позволяющие, не выходя за рамки календарно-тематического планирования, существенно обогатить урок и повысить активность обучающихся. Заключение. Стоит отметить роль интерактивных приемов обучения чтению не только в развитии читательской компетенции, но и в процессе развития межкультурной компетенции, коммуникативной компетенции обучающихся, что позволяет рассматривать их как приемы, повышающие активность обучающихся.
Ключевые слова: 
интерактивное обучение, интерактивные приемы, читательская компетенция, ИНСЕРТ, «американская мозаика», двойной дневник, мозговая атака, паутинка ассоциаций, Story Chart, кластер
Библиографический список: 

1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: АСТ, 2005. – 138 с.
2. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–18.
3. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М.: Сентябрь, 2003. – 174 с.
4. Назина Л. И. Интерактивные приемы и методы обучения иностранному языку: учеб.-метод. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 110 с.
5. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс]. – URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/spiritual-culture/index.htm. (дата обращения: 22.02.2021)
6. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. – СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. – URL: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com. (дата обращения: 22.02.2021)
7. Смолева Н. В. Применение метода Джигсо на уроках специальных дисциплин // Педагогическая наука и практика. – 2018. – № 3 (21). – С. 109–111.
8. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. – М., 2006. – 143 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., No 1897 [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 21.02.2021)
10. Федоренко О. А. Технология интерактивного обучения как фактор формирования критического мышления в процессе обучения иностранному языку // Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции, секция социально-гуманитарных наук (Челябинск, 25 апреля 2015 г.). – Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – С. 2060–2066.
11. Azimbaeva R. On interactive pedagogical technologieswhich can assist English language students to improve their learning skills // Бюллетень науки и практики. – 2020. – Т. 6, № 4. – С. 416–421.
12. Djalilova N., Akhmedova A. From the experience of applying innovative technologies in teaching speaking skills of medical students at the English language lessons // Бюллетень науки и практики. – 2020. – Т. 6, № 4. – С. 422–427.
13. Isamukhamedova M., Tukhtabaeva Z. Integrating multimedia Technology into teaching intercultural communication // Бюллетень науки и практики. – 2020. – Т. 6, № 4. – С. 428–433.
14. Namaziandost E., Shatalebi V., Nasri M. The Impact of Cooperative Learning on Developing Speaking Ability and Motivation Toward Learning English // Journal of Language and Education. – 2019. – № 5 (3). – C. 83–101.