УДК: 
372.016:811*40+378
Цветкова Светлана Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, svetlanatsvetkova5@gmail.com, Нижний Новгород
Малышева Елена Юрьевна
Старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, el.malischeva2014@yandex.ru, Нижний Новгород

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата в условиях дистанционного взаимодействия

Аннотация: 
В настоящее время требования к уровню иноязычной подготовки в неязыковом вузе обусловлены необходимостью и потребностью обучающихся в овладении умениями иноязычной коммуникации. Одним из наиболее эффективных способов оптимизации и интенсификации профессионально-иноязычной подготовки является применение в образовательном процессе средств новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Целью статьи является описание системы оценочных технологий, в частности тренировочных и контрольных тестов электронного курса, реализуемых в условиях смешанного и дистанционного обучения, обеспечивающих контроль и оценку формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата неязыковых профилей в условиях дистанционного взаимодействия. В статье дан обзор научно-педагогической и методической литературы по проблеме, изложены теоретические и эмпирические стратегии исследования. В результатах исследования рассмотрены особенности функционирования электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) в условиях смешанного и дистанционного обучения; дано описание системы тестовых заданий для формирования и контроля сформированности лексико-грамматической стороны речи; рецептивных и продуктивных видов иноязычной речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение). В заключении сформулированы теоретическая и практическая значимость статьи, которые соответствуют поставленной цели и задачам исследования.
Ключевые слова: 
иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК), система управления обучением Moodle (LMS Moodle), электронный курс / ЭУМК, смешанное/дистанционное обучение, непосредственное/синхронное, опосредованное взаимодействие, технологии оценивания, тестовые задания / тесты, видеоконференция ZOOM.
Библиографический список: 

1. Агаева Ю. С., Кондратенко Е. В. Методологические подходы к формированию межкультурной компетенции будущего менеджера в процессе обучения иностранному языку в вузе // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 109–114.
2. Бойко М. В., Цветкова С. Е. Развитие иноязычной речевой деятельности студентов-нелингвистов средствами интерактивных технологий // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. статей по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Н. Новгород: Мининский университет, 2020. – С. 162–168.
3. Борщевская Ю. М. Интернет-сайты как источник материала для самостоятельной работы студентов неязыкового вуза // Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: сб. статей по материалам науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2018. – С. 41–45.
4. Горина О. Г. Использование технологий корпусной лингвистики для развития лексических навыков студентов-регионоведов в профессионально-ориентированном общении на английском языке: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2014. – 24 с.
5. Гречихин И. Е. Методические подходы к комплексному использованию средств информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки студентов неязыковых специальностей университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 18 с.
6. Евдокимова М. Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационных технологий (технический вуз, английский язык): автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2007. – 49 с.
7. Иванов А. В. Формирование у студентов вуза компенсаторной компетенции при обучении иноязычному говорению: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2012. – 23 с.
8. Ким О. М., Шамов А. Н. Формирование компетенции межкультурного делового спора в сфере профессиональной деловой коммуникации: содержательные и технологические аспекты // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, №2. – С. 2.
9. Кривых С. В., Буваков К. В. Развитие пользовательской активности студентов средствами электронного ресурса в системе MOODLE // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 5 (60). – С. 36–40.
10. Макарова Е. А. Английский язык для психологов: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2014. – 412 с.
11. Минеева О. А., Даричева М. В. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – № 3 (13). – С. 81–86.
12. Минеева О. А., Ляшенко М. С., Борщевская Ю. М. Смешанное обучение как средство интенсификации обучения иностранному языку студентов магистратуры // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8, № 4 (29). – С. 115–119.
13. Нагаева И. А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 6 (33). – С. 56–67.
14. Нормативно-правовая база реализации электронного обучения и ДОТ [Электронный ресурс]. – URL: https: //ya.mininuniver.ru/sdo/nlbi (дата обращения: 9.11.2020).
15. Плетяго Т. Ю., Остапенко А. С., Антонова С. Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 5. – С. 112–129.
16. Скурихин Н. А. Возможности использования сервиса электронных записных книжек «Onenote» в обучении лексике в курсе английского языка для специальных целей // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-3. – С. 183–191.
17. Смирнова А. С., Афанасьева М. А. Разработка дистанционного курса в образовательной среде Moodle // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2017. – № 133 (09). – С. 52–53.
18. Смирнова Ж. В., Красикова О. Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 3. – С. 9.
19. Стрекалова Н. Б. Средства управления качеством самостоятельной работы студентов // Самарский научный вестник. – 2016. – № 4 (17). – С. 228–232.
20. Цветкова С. Е., Малинина И. А. Применение обучающих компьютерных программ в процессе профессионально-иноязычной подготовки инженеров // Инженерное образование. – 2017. – № 22. – С. 153–164.
21. Цветкова С. Е., Минеева О. А. Особенности дистанционного курса по иностранному языку в условиях смешанного обучения в вузе // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 4 (43). – С. 24–31.
22. Garrison D. R., Vaughan N. D. Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. – San Francisco: Jossey-Bass, 2008. – 272 p.
23. Latham-Koenig Ch., Oxenden C., Seligson P. English File: Student’s book, pre-Intermediate, third edition. – Oxford: University Press, 2012. – 167 p.