УДК: 
78+355/359
Вилисов Денис Валерьевич
Преподаватель кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники, Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, denis.vilisov85@mail.ru, Новосибирск

Образовательная среда как педагогическое условие успешности обучения курсантов

Аннотация: 
Введение. Образовательная среда есть культурное пространство, открытое для становления будущего специалиста в своей профессиональной культуре. Однако для повышения результативности обучения курсантов необходимы педагогические условия, адаптирующие технологии обучения к реалиям современной военной образовательной организации высшего образования (в дальнейшем ВООВО). В настоящее время разработаны и внедрены технологии обучения курсантов, способных функционировать в интересах обороны и безопасности государства, а также для обеспечения законности и правопорядка в Российской Федерации. Однако профессиональная квалификация современного офицера требует модернизации его знаний, в том числе на основе самообразования, самоорганизации и самоактуализации имеющегося опыта. Цель статьи – выявить педагогические условия, способствующие качественному освоению курсантами автомобильной техники средствами успешного решения ситуационных задач, которые, во-первых, закрепляют навыки вождения автомобиля, во-вторых, формируют рефлексивные способности самоанализа возникающих при этом трудностей, в-третьих, создают коммуникативную среду, способствующую осмыслению служебно-боевой задачи всеми участниками военно-профессиональной деятельности. Методология и методы исследования. В исследовании представлена структура образовательной среды современной ВООВО как педагогического условия, способствующего успешному освоению курсантами дисциплины «Автомобильная подготовка». Данная структура получена через анализ существующих представлений об образовательной среде как культурном пространстве становления будущего специалиста. Однако в статье учтены особенности как военной образовательной организации, так и специфика содержания предмета «Автомобильная подготовка». Результаты исследования. Выявлены структурные компоненты образовательной среды, представляющие собой педагогическое условие успешности обучения курсантов вождению боевых машин и автомобилей. Опытно-экспериментальное подтверждение результативности использования педагогических условий, являющихся составной частью образовательной среды, осуществлялось через специальные мероприятия. Заключение. Эмпирические данные в основном подтвердили результативность разработанных в исследовании педагогических условий при обучении курсантов вождению автомобилей. Именно эти условия организовали образовательную среду как часть культурного пространства современной ВООВО, открытого как в содержательном, так и в организационном плане для становления будущего специалиста в своей профессиональной культуре.
Ключевые слова: 
образовательная среда, педагогическое условие, военная образовательная организация, курсанты, ситуационная задача, военно-профессиональная подготовка.
Библиографический список: 

1. Атанасян С. Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2009. – 42 с.
2. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды (Теоретические основы и технологии создания): автореф. дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 2002. – 39 с.
3. Барбашина Э. В. Академическое письмо: заметки заинтересованного лица // Профессиональное образование в современном мире. – 2016. – Т. 6, № 1. – С. 185–187. DOI: 10.15372/PEMW20160130
4. Бережнова Л. Н., Федосеева И. А., Тарасов Д. Ю. Понимание коммуникативного поведения курсантов – важное направление воспитательной работы // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 4 (40). – С. 425–447. DOI: 10.32744/pse.2019.4.33.
5. Гудкова Т. В., Дахин А. Н. Адаптация против виктимизации в образовательной среде // Школьные технологии. – 2018. – № 2. – С. 36–43.
6. Дахин А. Н. Нейрофизиология и технология: интеграция, модификация и адаптация, или Что такое адаптивно-реверсивное обучение // Народное образование. – 2019. – № 6. – С. 155–160.
7. Дахин А. Н. Чёрный и белый миф генерала Драгомирова // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2018. – № 3 (16). – С. 178–183.
8. Исаева Л. Б. Образовательная среда как предмет психолого-педагогических исследований // Вестник Казанского технологического университета. − 2012. – № 13. – С. 280–284.
9. Менг Т. В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 98 с.
10. Пригожин И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 396 с.
11. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования: тезисы 2-й российской конференции по экологической психологии. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 172–176.
12. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах / под ред. Ю. Л. Климонтовича. – М.: Мир, 1985. – 419 с.
13. Ширшов А. Г., Вилисов Д. В., Дахин А. Н., Зольников И. В. Проектирование образовательной среды военной образовательной организации высшего образования // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 4. – C. 43–52. DOI 10.15293/1813-4718.2004.05
14. Ярославцева Н. В., Колухамбеков А. С., Цыбулько А. А., Ширшов А. Г., Дахин А. Н. Когнитивная модель в структуре педагогической технологии // Перспективы науки и образования: международный электронный научный журнал. – 2020. – № 3 (45). – C. 65–76.
DOI: 10.32744/pse.2020.3.5
15. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
16. Demshina N. V., Mosunova L. A. A Study of the Levels of Semantic Perception of Information in Additional Education // Scientific and Technical Information Processing. – 2019. – Vol. 46. – P. 110–116. DOI: 10.3103/S0147688219020096
17. Gudmundsdottir G. B., Hatlevik O. E. Newly qualified teachers professional digital competence: implications for teacher education // European Journal of Teacher Education. – 2018. – № 2 (41). – P. 214–231.
18. Swain J. The effect of Phase One training on young recruits’ personal and professional development in the British army // Journal of Youth Studies. – 2016. – Vol. 19, no. 1. – Р. 117–132. DOI: 10.1080/13676261.2015.1039965.