УДК: 
355/359+378+004
Стрельцов Роман Вячеславович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры конструкций автобронетанковой техники факультета технического обеспечения, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, streltsov86@rambler.ru, Пермь
Зольников Игорь Валерьевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технической подготовки факультета технического обеспечения, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, zv_igor@mail.ru, Пермь
Ермолаев Сергей Юрьевич
доцент кафедры технической подготовки факультета технического обеспечения, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, ermolaevagala1959@mail.ru, Пермь
Мельников Евгений Иванович
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры конструкций автобронетанковой техники факультета технического обеспечения, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, evgeny_mi@rambler.ru, Пермь

К вопросу о формировании информационной грамотности у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация: 
Информационная грамотность военнослужащих – это не только способность находить необходимую информацию на различных ресурсах, умение пользоваться информационными технологиями в служебно-профессиональной деятельности, но и способность ориентироваться в меняющихся технологиях с учетом колоссальных темпов их развития и увеличения объемов информации. Цель статьи – поиск научно-методологических подходов по организации информационной грамотности у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Методология и методы исследования. Основными задачами в области организации информационной безопасности являются: создание ведомственного сегмента и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности; совершенствование нормативных правовых актов и методических документов Росгвардии; обеспечение требуемого уровня состояния информационной безопасности при выполнении возложенных на войска национальной гвардии задач; развитие системы информационной безопасности и обеспечение предоставления государственных услуг. Результаты исследования. В работе раскрывается непосредственная взаимосвязь между информационной грамотностью и информационной безопасностью. Информационная безопасность и информационная грамотность – взаимодополняющие друг друга понятия. Невозможно представить обеспечение информационной безопасности без информационной грамотности военнослужащего. Рассматриваются вопросы, связанные с формированием информационной грамотности у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Приводится анализ литературных источников, подтверждающий значимость рассматриваемого вопроса в мировом сообществе. Представлены основные задачи по формированию информационной грамотности у военнослужащих. Заключение. В работе раскрыты основные задачи, направленные на формирование информационной грамотности у военнослужащих; определен текущий уровень подготовки в области информационной безопасности военнослужащих; разработана программа по определению уровня подготовки военнослужащих в области информационной безопасности; представлены показатели уровней подготовки военнослужащих в области информационной безопасности. Таким образом, наше исследование направлено на организацию теоретико-методологических основ непрерывной подготовки военнослужащих в области информационной безопасности, одной из составляющих которой является информационная грамотность.
Ключевые слова: 
информационная безопасность, информационная грамотность, информационные и коммуникационные технологии, военнослужащий, подготовка, формирование, воспитание.
Библиографический список: 

1. Вдовина И. А. Информационная культура, информационная грамотность и информационная компетентность в подготовке учителя // Вестник Института образования человека. – 2017. – № 2. – С. 14–20.
2. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.
3. Зубаирова Р. Р. Применение информационных технологий для формирования информационной грамотности учащихся // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10.5 (25). – С. 37–38.
4. Клепацкая И. Н. Реализация инновационных педагогических технологий при обучении на иностранном языке курсантов военного вуза // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интеркатив плюс», 2015. – № 3 (5). – С. 83–85.
5. Петрищева Н. Н., Гималетдинова К. Р., Шубович В. Г. Развитие коммуникационных навыков и компьютерной грамотности личности средствами информационных технологий // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2020: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2020. – С. 78–83.
6. Стрельцов Р. В. Об актуальности подготовки офицерского состава в области информационных и коммуникационных технологий // Наука и бизнес: пути развития. – 2014. – № 4 (34). – С. 80–83.
7. Хиленко Т. П. Что является результатом начального образования – информационная грамотность или информационная компетентность? // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – М., 2015. – № 2. – С. 1317–1323.
8. Чекин И. А. Информационная грамотность взрослого обучаемого как часть информационной культуры общества // Перспективы науки. – 2017. – № 12 (99). – С. 111–116.
9. Щикалюк М. Проблема медийно-информационной грамотности населения в системе информационного обеспечения системы здравоохранения московской области // Медиа. Информация. Коммуникация. – 2016. – № 19. – С. 127–131.
10. Kok, Ayse. A Conceptual Design Model for CBT Development: A NATO Case Study // Education and Information Technologies. – 2014. – Vol. 19 (1). – P. 193–207