DOI:
УДК:
.
Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства
Аннотация:
18–19 февраля 2021 г. прошла ежегодная Международная научно-практическая конференция «Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства», посвященная 10-летнему юбилею Института детства НГПУ.
Цель конференции – анализ современного состояния и тенденций развития общей и коррекционной педагогики и психологии детства, эффективное освоение молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических достижений в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, интеграция психологической науки и практики, установление контактов между учеными и практиками различных регионов России и зарубежных стран.
Мероприятие проводилось в восьмой раз и по традиции имело обширную географию: на встрече присутствовали гости из Омска, Томска, Иркутска, Москвы, Хакасии, а также Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Германии. Благодаря онлайн-формату, в конференции приняли участие около 1000 человек – преподавателей, студентов и партнеров Института детства.
С приветственным словом обратилась к участникам конференции заместитель директора ИД НГПУ по воспитательной работе Галина Сергеевна Чеснокова. Она отметила, что в качестве подразделения университета ИД НГПУ сделал очень большой шаг вперед в плане профессионального развития профессорско-педагогического состава и воспитания, обучения и профессионального становления студентов. У института хорошие показатели в учебной и научной деятельности, тесная взаимосвязь с другими подразделениями университета, готовность к развитию. Конференцию открыл директор ИД НГПУ Рубен Оганесович Агавелян с докладом «Преодоление кризиса эмпатии в процессе цифровой трансформации университетского образования». Также на пленарном заседании выступили: заведующая кафедрой педагогики и психологии ИФМИТО НГПУ Елена Васильевна Андриенко, доцент кафедры педагогики и психологии ИИГСО НГПУ Елена Васильевна Киселёва, заведующая кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ Алевтина Геннадьевна Ряписова и приглашенные эксперты – заведующая кафедрой начального образования НИПКиПРО Анна Викторовна Молокова, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО Галина Михайловна Вартапетова, профессор Кёльнского университета Германии, почетный профессор НГПУ Филипп Валькенхорст.
Направления работы конференции:
– формирование профессиональной готовности будущего педагога к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях общего и специального образования;
– проблемы внедрения ФГОС в систему общего и специального образования;
– развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста;
– организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, здоровьесберегающее образование в условиях внедрения ФГОС: проблемы и перспективы развития педагогики здоровья;
– программно-методическое обеспечение учебной и внеучебной деятельности;
– современные тенденции развития дошкольного образования;
– инклюзивное образование как приоритетное направление развития педагогики и психологии;
Далее работа продолжилась по секциям. Секция «Современные тенденции и принципы развития профессиональной деятельности учителя начальной школы» была проведена в форме двух диалогов, посвященных реализации современных технологий обучения и воспитания в системе начального образования и педагогической деятельности по работе с детьми в изменяющихся условиях образовательной среды. В формате дискуссионного клуба работала секция «Преемственность воспитательной работы в дошкольном и начальном общем образовании». На секции «Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» была сформирована профессионально-творческая коллаборация, а на секции «Современные тенденции развития общей и коррекционной педагогики и психологии детства» был организован дистанционный круглый стол.
Остановимся подробнее на работе профессионально-творческой коллаборации «Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья». Руководитель: Одинокова Наталья Александровна, доцент кафедры логопедии и детской речи Института детства НГПУ. Секретарь секции: Шапошникова Ольга Александровна, ст. преподаватель кафедры логопедии и детской речи Института детства НГПУ.
На секции всего присутствовало 68 чел., выступающих – 19 чел.
Среди участников дискуссии были преподаватели, магистранты и студенты кафедры логопедии и детской речи Института детства НГПУ, преподаватели ОмПГУ, Института инклюзивного образования БГПУ им. Максима Танка (г. Минск, Беларусь), сотрудники Краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых им. А. П. Чехова (г. Краснодар), Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих, МАДОУ д/с «Колосок» (р. п. Краснообск Новосибирского района), МАДОУ детский сад № 70 «Солнечный город» (г. Новосибирск), специальных (коррекционных) учреждений МКОУ С(К)ШИ № 39 для детей с нарушениями зрения (г. Новосибирск), МКДОУ «Детский сад № 320 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения» (г. Новосибирск).
Открыла заседание секции зав. кафедрой логопедии и детской речи Института детства НГПУ Ковригина Лариса Валентиновна.
Встреча обеспечила совместную деятельность и обсуждение на секции проблем и вопросов, связанных с детьми с различными нарушениями здоровья: зрения, слуха, речи, аутизмом. Также были затронуты вопросы разных возрастных категорий: начиная от дошкольного, школьного возраста, а также молодежи: студентов СПО и вузов. Были заслушаны выступления учителей-логопедов, воспитателей и руководителей организаций давних наших партнеров: директора МКОУ С(К)ШИ № 39 для детей с нарушениями зрения и зав. МКДОУ Детский сад № 320 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения (г. Новосибирск).
Выступления были по различной тематике. В то же время «красной нитью» содержательной части в процессе обсуждений была тема взаимных интересов сотрудничества и совместной деятельности. Выступающие обращали внимание на многолетнее тесное партнерство с Институтом детства, с кафедрой логопедии и детской речи, связывали достижения своих учреждений с нашими выпускниками, которые в настоящее время профессионально работают в этих организациях. Нас связывают совместные организации, проведения и выступления на базах учреждений мастер-классов, семинаров-практикумов, консультаций, тренингов.
Активное участие в конференции приняли две кафедры института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка (г. Минск, Беларусь), которые в своем выступлении отметили опыт международного сотрудничества более 10 лет: участие в совместных олимпиадах и конференциях. Поделились опытом включения в образовательный процесс студентов-инвалидов: с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Было заслушано выступление коллеги из Омского государственного педагогического университета – заведующей кафедрой дефектологического образования по проектированию содержания образования обучающихся с нарушениями слуха.
Большой интерес и отклик вызвало сообщение из города Краснодар – заведующей отделом делового и досугового чтения Краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых им. А. П. Чехова, которая рассказала об опыте работы с подростками и молодежью, поделилась реализацией проектной деятельности.
О многолетнем опыте взаимодействия рассказала бывшая студентка – выпускница Института детства, а ныне заместитель директора Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих.
В своих выступлениях участники отра-зили востребованность просветительской и адресной социокультурной деятельности библиотек, взглядов и практики на инвалидность организаций культуры.
Также очень интересный, практико-ориентированный и востребованный опыт реализации технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования был освещен авторским коллективом МАДОУ д/с комбинированного вида «Колосок» (р. п. Краснообск Новосибирского района), научным руководителем которого является доцент кафедры логопедии и детской речи А. Ю. Чистобаева, о практиках по формированию компетенции публичного выступления у детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ. Приятно, что среди готовивших выступление и озвучивающих его была выпускница нашей кафедры по направлению «логопедия».
Опытом сотрудничества как основной формы взаимодействия специалистов в современном инклюзивном образовательном пространстве также поделилась наша выпускница – сотрудник детского сада № 70 «Солнечный город». С практическим опытом использования инновационных техник ручного труда с детьми с ОВЗ выступила педагог из детского сада № 320.
В процессе конференции активно обсуждалось решение многих общих актуальных проблем. Так, объединились три организации: МАДОУ д/с «Колосок»
(р. п. Краснообск Новосибирского района), МКДОУ «Детский сад № 320 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения» (г. Новосибирск) и сотрудники Краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых им. А. П. Чехова (г. Краснодар) для оказания помощи и поддержки как сотрудникам детского сада, так и родителям в вопросах сопровождения тотально незрячего ребенка, который поступил в детский сад «Колосок» р. п. Краснообска. Было принято решение пригласить всех партнеров на следующую конференцию по данному вопросу о совместной деятельности.
Организаторы конференции благодарят всех участников, особенно выступающих, за ответственный подход при подготовке к своему выступлению. Поскольку впервые участники столкнулись с дистанционной формой выступления на конференции, на протяжении нескольких дней перед мероприятием шли «репетиции» к подключению к ТИМС, демонстрации презентаций и видеороликов.
В завершение конференции была принята резолюция, а выступление детского коллектива МКДОУ «Детский сад № 320 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения» (г. Новосибирск) придало участникам праздничное настроение.
Ключевые слова:
.
Библиографический список:
.