УДК: 
378+371+004.8
Некрасова Ирина Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры техники и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, irinanekrasova@mail.ru, Новосибирск
Розов Константин Владимирович
Аспирант кафедры педагогики и психологии, ассистент кафедры информационных систем и цифрового образования, Новосибирский государственный педагогический университет, konstantin_dubrava@mail.ru, Новосибирск
Шрайнер Борис Александрович
Кандидат психологических наук, заведующий лабораторией «Технологии искусственного интеллекта», доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, Новосибирский государственный педагогический университет, boris.shrayner@gmail.com, Новосибирск

Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего и общего образования

Аннотация: 
В настоящее время особую актуальность представляют всесторонние исследования, посвященные вопросам внедрения технологий искусственного интеллекта. Статья посвящена вопросам внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере образования. Рассмотрены и анализируются перспективные направления использования искусственного интеллекта в сфере высшего и общего образования. В статье актуализируется проблема реализации технологий искусственного интеллекта при обучении студентов и школьников. Цель статьи – раскрыть специфику использованияя технологий искусственного интеллекта в сфере образования. Исследование носит теоретический характер и включает анализ возможностей использования технологий искусственного интеллекта на разных уровнях образования. Представлена программа дисциплины «Технологии искусственного интеллекта», разработанная по направлению подготовки «Педагогическое образование» в Новосибирском государственном педагогическом университете. Рассмотрены возможности изучения технологий искусственного интеллекта с использованием языка Python в школьном курсе информатики, которые позволят перейти на новый уровень изучения программирования как в школах, так и в вузе.
Ключевые слова: 
искусственный интеллект, анализ данных, компьютерное зрение, обработка естественного языка, язык Python
Библиографический список: 

1. Амиров Р. А., Билалова У. М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. – 2020. – № 3. – С. 80–88.
2. Антонова В. И., Клюкина Т. В. Социальная информация – категория общенаучная: типология, классификация, свойства // Культура в фокусе научных парадигм. – 2018. – № 8. – С. 169–173.
3. Босова Л. Л. Современные тенденции развития школьной информатики в России и за рубежом // Информатика и образование. – 2019. – № 1 (300). – С. 22–32. – DOI 10.32517/0234-0453-2019-34-1-22-32.
4. Векслер В. А. Построение нейронных сетей в онлайн-средах при изучении содержательной линии «моделирование и формализация» на уроках информатики // Информатика в школе. – 2020. – № 7 (160). – С. 21–24. – DOI 10.32517/2221-1993-2020-19-7-21-24.
5. Гордеева И. А., Наумова С. Б. Система заданий по теме «искусственный интеллект и интеллектуальные алгоритмы» для бакалавров педагогического направления // Педагогическая информатика. – 2019. – № 2. – С. 78–87.
6. Каракозов С. Д., Маняхина В. Г. Python как базовый язык обучения программированию в школе // Информатика в школе. – 2020. –
№ 1 (154). – С. 26–30.
7. Коляда М. Г., Бугаева Т. И. Искусственный интеллект как движущая сила совершенствования и инновационного развития в образовании и педагогике // Информатика и образование. – 2019. – № 10 (309). – С. 21–30. – DOI 10.32517/0234-0453-2018-33-10-21-30.
8. Коляда М. Г., Бугаева Т. И. Проблемы применения искусственного интеллекта в педагогике // Педагогическая информатика. – 2018. – № 4. – С. 127–139.
9. Левченко И. В. Основные подходы к обучению элементам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики // Информатика и образование. – 2019. – № 6 (305). – С. 7–15. – DOI: 10.32517/0234-0453-2019-34-6-7-15.
10. Левченко И. В. Содержание обучения элементам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики // Информатика в школе. – 2020. – № 4 (157). – С. 3–10. – DOI: 10.32517/2221-1993-2020-19-4-3-10.
11. Паскова А. А. Применение технологий Big data в образовательном процессе // Педагогическая информатика. – 2019. – № 3. – С. 23–30.
12. Розов К. В. О необходимости изменения содержания профессиональной подготовки будущего учителя информатики в области искусственного интеллекта // Информатика и образование. – 2020. – № 4 (313). – С. 12–26.
13. Розов К. В., Подсадников А. В. Язык программирования Python в педагогическом вузе: от основ до искусственного интеллект // Информатика и образование. – 2019. – № 6 (305). – С. 26–33.
14. Самылкина Н. Н., Салахова А. А. Основы искусственного интеллекта в школьном курсе информатики: история вопроса и направления развития // Информатика в школе. – 2019. – № 7 (150). – С. 32–39. – DOI: 10.32517/2221-1993-2019-18-7-32-39.
15. Смирнов В. А. Новые компетенции социолога в эпоху «больших данных» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 2 (125). – С. 44–54.
16. Соколовский И. Р. Цифровые инструменты в работе с текстами // Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. – С. 111–114.
17. Ткач Т. В. Машинное обучение и обработка больших данных в условиях современной школы // Информатика в школе. – 2020. –
№ 7 (160). – С. 25–29. – DOI: 10.32517/2221-1993-2020-19-7-25-29.
18. Шолтанюк С. В., Буславский А. А. Особенности подготовки учителей информатики средней школы для преподавания языка Python // Международный конгресс по информатике: информационные системы и технологии (в образовании): материалы международного научного конресса. – Минск: МПГУ, 2020. – С. 185–192.
19. Adzhemov A. S., Shestakov V. V., Manonina I. V. Technical and methodological problems of formation of the educational space of digital university // Informatics and Education. – 2020. – № 3 (312). – P. 62–70. – DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-3-62-70.
20. Liu Y., Huang J. Practice and Exploration of Artificial Intelligence Education in Universities of Political Science and Law with Python // Proceedings of the 2019 3rd International Seminar on Education, Management and Social Sciences (ISEMSS 2019). – 2019. – P. 549–553.