УДК: 
378.184
Дианова Юлия Александровна
аспирант кафедры педагогики и психологии, Пензенский государственный технологический университет, dianova@penzgtu.ru, Пенза
Назаренко Анна Владимировна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Пензенский государственный технологический университет, anynazar@yandex.ru, Пенза

Школа инноваторов как инструмент раскрытия научно-исследовательского потенциала обучающихся

Аннотация: 
Становление высококвалифицированного специалиста в образовательной среде реализуется через ряд воздействий, включая проведение активной научно-исследовательской работы и механизмы стимулирования к ней. Одним из инструментов развития научно-исследовательского потенциала обучающихся в ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» (далее – ПензГТУ) является Школа инноваторов, деятельность которой направлена на создание образовательной площадки для системного информационно-методического и консультативного сопровождения молодежных инициатив, развитие компетенций обучающихся в сфере проектной деятельности. Личностные и профессиональные качества, обеспечивающие конкурентоспособность специалистов с высшим образованием на рынке труда, формируются при систематическом подходе к учебному процессу и научно-исследовательской деятельности. Цель статьи – представить опыт организации и проведения Школы инноваторов в ПензГТУ, а также результативность её деятельности. Методология и методы исследования. Исследование проводилось на основе системного подхода. Под системными исследованиями понимается совокупность современных научных и технических проблем и разработок, которые при всем их разнообразии сходятся в том, что рассматривают исследуемые ими объекты как системы, то есть множества взаимосвязанных элементов как единое целое. В качестве анализируемых источников использовались труды Н. В. Бариновой, Е. А. Печерской, А. А. Черниковой и др. Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, опрос, методы математической обработки экспериментальных данных. Заключение. Сделан вывод о том, какое значение имеет деятельность Школы инноваторов и как она влияет на активизацию научно-технического творчества молодёжи.
Ключевые слова: 
научно-исследовательская работа, научно-исследовательский потенциал, Школа инноваторов
Библиографический список: 

1. Баринова Н. В. Практические вопросы организации научных мероприятий в вузе [Электронный ресурс] // Проблемы науки. – 2017. – № 15. – С. 86–90. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-voprosy-organizatsii-nau... (дата обращения: 11.03.2021).
2. Белякова Е. М., Прокопьев А. В. Инновационные методы обучения в образовании [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–1. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18898 (дата обращения: 02.05.2021).
3. Ведрученко В. Р. О системном подходе в методологии научных исследований [Электронный ресурс] // ОНВ. – 2002. –
№ 19. – С. 199–202. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sistemnom-podhode-v-metodologii-nauc... (дата обращения: 15.03.2021).
4. Гуляев Г. Ю. Актуальные вопросы современной науки и образования: монография / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и просвещение, 2020. – 192 с.
5. Гуляев Г. Ю. Инновационное развитие науки и образования: монография / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и просвещение, 2019. – 180 с.
6. Давиденко Е. С. Формирование у студентов технического вуза универсальной компетенции самоорганизации и саморазвития // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2019. – № 3. – С. 61–70.
7. Демченко З. А. Научно-образовательная школа студента-исследователя [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. – 2010. – № 12. – С. 155–158. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-obrazovatelnaya-shkola-student... (дата обращения: 11.03.2021).
8. Колесникова Т. А., Колокольникова З. У., Лобанова О. Б. Применение инновационных технологий в образовательном процессе современной школы [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6–2. – С. 261–269. – URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1722 (дата обращения: 17.05.2021).
9. Махмудова Н. Р., Мухамадиев С. И. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс] // Вопросы науки и образования. – 2019. – № 11 (57). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii-6 (дата обращения: 17.05.2021).
10. Моисеев А. М. Потребности молодых педагогов в наставничестве и методической поддержке // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2019. – № 4. – С. 8–24.
11. Молотков Ю. И. Онлайн-курс «Система управления проектной деятельностью в органах власти Российской Федерации» // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т 1, № 10. – С. 3543–3556.
12. Николаева Э. Ф., Акопов Г. В., Абушик А. С. Психологические аспекты развития инновационно-доминантной социальной активности подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – № 1 (34). – С. 305–310.
13. Печерская Е. А. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в университете: механизм и оценка эффективности [Электронный ресурс] // Инновации / под ред. Е. А. Савеленок, Д. В. Артамонова. – 2017. – № 8. – С. 96–104. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechenie-studentov-v-nauchno-issled... (дата обращения: 11.03.2021).
14. Семыкин В. А. Научная школа вуза: проблемы, достижения, перспективы [Электронный ресурс] // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии / под ред. П. В. Лебедчук. – 2012. – № 2. – С. 3–6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-shkola-vuza-problemy-dostizh... (дата обращения: 11.03.2021).
15. Супрун Н. Г., Халикова Д. А. Научно-исследовательская работа студентов как фактор повышения их профессиональной компетентности (на примере направления подготовки «Социальная работа»): монография. – Новосибирск: СибАК, 2016. – 82 с.
16. Троценко А. Н. Оценка социальной инфраструктуры университета как фактора его конкурентоспособности: автореф. дис. … канд. экон. наук. – Владивосток, 2020. – 24 с.
17. Черникова А. А. Подготовка инноваторов в вузах [Электронный ресурс] // Инновации / под ред. Л. В. Кожитова, В. Г. Косушкина, В. С. Верхович. – 2013. – № 7. – С. 74–85. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-innovatorov-v-vuzah (дата обращения: 11.03.2021).
18. Tsarapkina Ju. M., Voronova E. M., Efimova D. V., Malysheva N. V., Zhitnikova N. E., Pirkina A., Nastina V. Development of students ability for collective learning activities // Eduweb-Revista de Tecnologia de Informacion y Comunicacion en Educacion. – 2020. – Vol. 14, № 2. – Р. 207–215.
19. Lyusev V. N., Nazarenko A. V., Osipova N. V., Mokievskaya N. E., Chertakova E. M. Monitoring and evaluation of the educational results of university students in a pandemic // Eduweb-Revista de Tecnologia de Informacion y Comunicacion en Educacion. – 2021. – № 2, vol. 14. – Р. 301–312.
20. Moşteanu N. R. Digital Campus – a future former investment in education for a sustainable society [Электронный ресурс]. – URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2021/10/e3sconf_ici... (дата обращения: 11.03.2021).