УДК: 
378.147
Ермакова Юлия Игоревна
Преподаватель кафедры зарубежной филологии Института филологии и журналистики, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, monday_morning@mail.ru, Нижний Новгород
Цветкова Светлана Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,, svetlanatsvetkova5@gmail.com, Нижний Новгород

Методическая система формирования профессиональной компетенции переводчика с учётом регионального компонента

Аннотация: 
В настоящее время актуальной задачей иноязычной подготовки в лингвистическом вузе является формирование профессиональной компетенции (ПК) будущего переводчика, которая включает в себя знания национально-культурных особенностей конкретного региона; умения учитывать межкультурные различия между получателями перевода в процессе осуществления межкультурной коммуникации. Целью статьи является обоснование и описание методической системы формирования ПК лингвиста-переводчика с учётом регионального компонента, представленной совокупностью компонентов (целевой, содержательный, технологический, результативный), специфика которых обусловлена внешними и внутренними факторами, и теоретико-методологическими подходами исследования. В обзоре научной литературы даётся перечень авторов, труды которых посвящены исследованию регионального компонента иноязычной подготовки переводчиков; формированию профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения переводу; применению метода моделирования в педагогике, в частности в развитии иноязычного образования. В результатах исследования дано описание методической системы формирования ПК переводчика, рассмотрены её основные структурные компоненты: целевой, теоретико-методологические подходы, содержательный и технологический. В заключении сформулированы научная новизна и теоретическая значимость статьи.
Ключевые слова: 
методическая система, модель, иноязычная подготовка, профессиональная коммуникативная компетенция; региональный компонент; теоретико-методологические подходы; структурные компоненты (целевой, содержательный, технологический)
Библиографический список: 

1. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – 4-е изд. – М.: Русский язык, 1990. – 246 с.
2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения ИЯ: пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2009. – 192 с.
4. Глумова Е. П. Методика обучения организации межкультурного общения на материале регионального компонента: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2006. – 25 с.
5. Дмитриев Д. В., Мещеряков А. С. Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2014. – № 3 (31). – С. 192–199.
6. Емельянова Я. Б. Совершенствование процесса обучения устному переводу с учетом формирования лингвострановедческой компетенции на 4–5 курсах переводческого факультета лингвистического вуза: экономическая тематика: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2005. – 19 с.
7. Кабакчи В. В., Белоглазова Е. В. Введение в интерлингвокультурологию. – CПб.: Изд-во СПб УЭФ, 2012. – 252 с.
8. Ким О. М., Шамов А. Н. Формирование компетенции межкультурного делового спора в сфере профессиональной деловой коммуникации: содержательные и технологические аспекты // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, № 2. – С. 2–10.
9. Комиссарова Н. В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих переводчиков: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2003. – 22 с.
10. Ляшенко М. С., Родионова М. С. Обучение английскому языку студентов-дизайнеров с использованием технологии «вики-сайта» в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 1 (55). – С. 103–108.
11. Насырова А. А. Формирование регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики: автореф. дис.… канд. пед. наук. – Калининград: Балт. федер. ун-т им. И. Канта, 2013. – 23 с.
12. Оберемко О. Г. Теоретико-методологические основы подготовки переводчика в современных условиях: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Н. Новгород, 2003. – 37 с.
13. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 940. – URL: http://fgosvo.ru/news/6/400 (дата обращения: 5.01.2021).
14. Поршнева Е. Р. Междисциплинарные основы базовой лингвистической подготовки специалиста-переводчика: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Казань, 2004. – 44 с.
15. Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 3. – С. 17–24.
16. Смирнова Ж. В., Красикова О. Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 3. – С. 9–15.
17. Уварова Н. Л. Лингвообразовательный процесс в профессиональной подготовке государственных служащих. – Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1998. – 183 с.
18. Цветкова С. Е., Ермакова Ю. И. Профессиональная коммуникативная компетенция будущего переводчика с учётом региональной специфики // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 1. – С. 54–63.
19. Цветкова С. Е., Морозова Н. В. Профессиональная языковая подготовка студентов – будущих менеджеров средствами информационных технологий: монография. – Н. Новгород: ВГИПА, 2004. – 152 с.
20. Bennet M. J. Intercultural communication: a current perspective // Basic concepts of intercultural communication. Selected readings. – Intercultural Press, Inc., 1998. – P. 5–34.
21. Geerts C. The Interpretation of Cultures. – New York: Basic Books. Inc. Publishers, 1973. – 470 p.
22. Goodenough W. H. Cultural anthropology and linguistics // Language in culture and society: A reader in linguistics and anthropology /ed. D. Hymes. – New York: Harper @ Row, 1964. – P. 36–39.