УДК: 
376.4+159.94+004
Степкова Оксана Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии и образования, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, 2asya@inbox.ru, Владивосток
Кушнарева Наталья Васильевна
Студент, направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Образование лиц с нарушениями речи», Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, nataly4.kushnareva@yandex.ru, Владивосток

Информационный сайт как средство развития коммуникативных навыков у детей с рассстройствами аутистического спектра

Аннотация: 
Введение. Статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра с использованием информационного сайта. Цель статьи – осветить возможности использования педагогами информационного сайта в процессе развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Методология и методы исследования. Исследование базируется на методологии дифференцированного подхода, опирающегося на учет возрастных и индивидуальных возможностей школьника, а также на тяжесть нарушения. Проанализированы различные классификации расстройств аутистического спектра, особое внимание уделено рассмотрению особенностей развития речи, а именно её коммуникативной функции. Отражены этапы исследования, проводимого с целью выявления уровня развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и поиск средств коррекционной работы. Результаты исследования. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы с применением информационного сайта, направленного на развитие коммуникативных навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Заключение. Сделан вывод о том, что коммуникативные навыки являются одним из основных проявлений расстройств аутистического спектра и для их развития педагогами могут быть использованы информационные технологии (на примере информационного сайта).
Ключевые слова: 
расстройства аутистического спектра, коммуникативные навыки, информационные технологии, информационный сайт
Библиографический список: 

1. Ахмедова Э. М., Пашина С. А. Дидактические требования к современным ИКТ и их роль в системе образования // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 1. – С. 184–185.
2. Балута А. А., Макарова К. В. Особенности нарушения механизмов формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра // Кронос: психология и педагогика. – 2019. – № 1. – С. 21–24.
3. Башмакова С. Б., Петушкова О. А. Специфические особенности мотивации речевой коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 2. – С. 1–12.
4. Гусева Н. Ю., Пискарева Е. С. Применение дистанционных технологий в обучении детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2020. – Т. 18, № 2. – С. 6–13.
5. Ежова Е. М. Особенности организации образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10, № 1 (34). – С. 96–100.
6. Леонова И. В. Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 2. – С. 157–162.
7. Либлинг М. М. Игра в коррекции детского аутизма // Детский аутизм: пути понимания и помощи. Альманах Института коррекционной педагогики: науч.-метод. журн. – 2014. – № 20.
8. Мамохина У. А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития: науч.-метод. журнал. – 2017. – № 3. – С. 24–33.
9. Наджафова М. Н. Тенденции развития информационных технологий, внедряемых в системе образования // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10, № 1 (34). – С. 182–185.
10. Никольская О. С. Аутичный ребенок: пути помощи. – СПб.: Дидактика Плюс, 2007. – 148 с.
11. Руслякова Е. Е., Пустовойтова О. В., Киселёва Ю. П., Яковлева Л. А. Теория и практика использования робототехники в образовательном процессе // Высшее образование в России. – 2019. – № 6. – С. 158–167.
12. Стоянова А. И. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с РАС // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: материалы междунар. науч. конф. – М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – С. 110–114.
13. Сунагатуллина И. И., Пустовойтова О. В. Проблема формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием игровых приемов // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 8. – С. 119–123.
14. Сунько Т. Ю. Представления педагогических работников об особенностях своей деятельности в инклюзивной практике // Аутизм и нарушения развития. – 2020. – Т. 18, № 1. – С. 32–37.
15. Хаустов А. В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе // Дети с проблемами в развитии: науч.-метод. журн. – 2005. – № 1. – С. 29–30.
16. Щипицина Л. М. Детский аутизм: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – 368 с.
17. Яремчук М. В. Использование средового подхода в работе с детьми с РАС // Аутизм и нарушения развития. – 2019. – Т. 17, № 4. –
С. 12–20.
18. Eriksson A. S., de Chateau P. Brief report: a girl two years and seven months with autistic disorder videotaped form bitrh // Journal of Autism and Development Disorders. – 1992. – Vol. 22. – Р. 127–129.
19. Jordan R., Powell S. Understanding and teaching children with autism. – Wiley: Chichester, 1995.
20. Quill K. A., Bracken K. N., Fair M. E., Fiore J. A. Do-watchlisten-say. Social and communication intervention for children with autism. – Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 2002. – 410 p.