УДК: 
378
Кушнарева Анна Аркадьевна
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры межкультурной коммуникации, старший преподаватель математического центра, Новосибирский Государственный Университет, a.kushnareva@g.nsu.ru, Новосибирск

Содействие профессиональному самоопределению студентов-мигрантов в период приемной кампании

Аннотация: 
В статье обоснована необходимость содействия процессу профессионального самоопределения студентов-мигрантов. На основании анализа теоретических изысканий по проблеме выявлены причины, затрудняющие этот процесс у студентов в целом (недостаточно эффективная работа школ по организации профориентации, смена парадигм от «профессия одна и на всю жизнь» до концепта «разнообразие») и у студентов-мигрантов в частности (влияние внешних факторов, «административный национализм»). Представленные реальные успешные практики, применяемые во время приемных кампаний, и возможности использования опыта зарубежных вузов (формирование абитуриентом портфолио, проведение структурированного интервью) могут значительно содействовать повышению эффективности процесса профессионального самоопределения студентов-мигрантов. Целью исследования является выявление возможностей приемной кампании для содействия профессиональному самоопределению будущих студентов из числа мигрантов. Методологической основой исследования стала совокупность взаимодополняющих методов: анализ педагогической литературы; обобщение полученной в ходе исследования научной информации; диагностические методы. В заключении делается вывод о том, что организация приемной кампании, нацеленной на преодоление представленных проблем с учетом возможностей использования зарубежного опыта, обладает значительным потенциалом для обеспечения сопровождения профессионального самоопределения студента-мигранта.
Ключевые слова: 
профессиональное самоопределение, студент-мигрант, приемная кампания, структурированное интервью, портфолио
Библиографический список: 

1. Булатова Т. А., Глухов А. П. Факторы привлечения образовательных мигрантов (на примере сибирских вузов) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2019. – Т. 19, № 1. – С. 40–52.
2. Долгушина Т. Н., Юревич С. Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – № 3–4. – С. 101–107.
3. Ионова М. С., Баляев С. И., Чубарова Ю. Е. Социально-психологическая адаптация студентов-мигрантов в условиях поликультурной образовательной среды вуза // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. – Самара, 2017. – С. 388–393.
4. Касаткина Н. Э., Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях регионального рынка труда как фактор устойчивой занятости // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 31. – C. 181–188.
5. Кушнарева А. А., Павлова Т. Л. Реализация равенства образовательных возможностей студентов-мигрантов на этапе поиска себя в профессиональной деятельности // Человек и образование. – 2015. – № 1 (42). – С. 89–94.
6. Кушнарева А. А. Сущность понятия «Равные образовательные возможности студентов-мигрантов в вузе» // Влияние науки на инновационное развитие. – Уфа, 2016. – С. 136–142.
7. Михайленко О. И. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов-мигрантов в вузе // Современные концепции профессионального образования студенческой молодежи. – Ульяновск, 2015. – С. 305–319.
8. Мотунова Л. Н., Преображенский Ю. П., Масаве К. Т. Профессиональное самоопределение студентов вуза как осознанный выбор карьерной стратегии // Наука и бизнес: пути развития. – 2013. – № 4. – С. 147–150.
9. Мутырова А. С. Работа вуза по формированию профессионального самоопределения старшеклассников и профессиональной направленности студентов // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. – 2010. – № 1. – С. 98–102.
10. Осипова Н. Г., Колодезная Г. В., Шевцов А. Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 6. – С. 158–182.
11. Ревякина В. И. Профильные классы определяющая ступень в профессиональном самоопределении школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2 (117). – С. 197–201.
12. Фёдорова Т. А., Жилкин В. В. Высшее образование: мотивация к получению [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии: электронное научное издание. – 2005. – № 1. – URL: http://analiculturolog.ru/component/k2/item/138-highereducation-motivati... (дата обращения: 24.01.2021).
13. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – № 1. – С. 54–60.
14. Cotton D. R. E. Understanding the gender and ethnicity attainment gap in UK higher education // Innovations in Education and Teaching International. – 2016. – № 5. – P. 475–486.
15. Hoad-Reddick G., Macfarlane T. An analysis of an admissions system: can performance in the first year of the dental course be predicted? // British Dental Journal. – 1999. – № 3. – P. 138–142.
16. O’Keefe P. et al. Leaving college: Rethinking the causes and cures of student attrition // College Student Journal. – 1993. – Т. 45, № 4. – P. 195–199.
17. Ryan R. M., Deci E. L. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions // Contemporary Educational Psychology. – 2000. – Vol. 25, № 1. – P. 54–67.
18. Shiner M. Help or Hindrance? Higher Education and the Route to Ethnic Equality // British Journal of Sociology of Education. – 2002. – № 2. – P. 209– 232.