УДК: 
372.881.111.1
Медведева Олеся Дмитриевна
Аспирант Высшей школы лингводидактики и перевода Гуманитарного института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, olesyateacher@bk.ru, Санкт-Петербург

Анализ реализации академических навыков (soft skills) в системе иноязычного образования в высшей школе

Аннотация: 
Современному обществу требуются высококвалифицированные кадры, способные не только демонстрировать высокие достижения в профессиональной деятельности, но и выстраивать межличностные отношения, организовывать командную работу, вести деловые переговоры на родном и иностранном языках. Отсюда возникает потребность в развитии данных навыков, объединенных в понятие soft skills, во время обучения в вузе, но на данный момент их содержание и возможность развития в системе иноязычного образования представляются недостаточно изученными. Цель статьи – анализ реализации академических навыков в системе иноязычного образования в высшей школе на примере образовательных стандартов ФГОС ВО 3++ и СУОС ВО СПбПУ. Для достижения данной цели используются метод контент-анализа отечественных и зарубежных научных статей с целью выявить содержательные компоненты академических навыков в области овладения иностранным языком и метод корреляционного анализа, основанный на сопоставлении сформулированных в образовательных стандартах компетенций с академическими навыками в области овладения иностранным языком. Проведенное исследование позволило разработать типологию академических навыков в области овладения иностранным языком, а также обусловить использование термина «академические навыки» в качестве эквивалента англоязычного термина soft skills. По результатам проведения корреляционного анализа было выявлено воплощение академических навыков в современных образовательных стандартах в достаточной мере. Результаты исследования подтверждают актуальность и нацеленность высшей школы на формирование академических навыков; демонстрируют наличие возможности их развития в рамках обучения иностранному языку, а также соответствие требованиям современного общества.
Ключевые слова: 
soft skills, академические навыки, иноязычное образование, высшая школа, образовательные стандарты высшего образования, академические навыки в области овладения иностранным языком
Библиографический список: 

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. – 5-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 363 с.
3. Ермаков Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. – 2020. – №1 (81). – С. 104–112.
4. Лытаева М. А., Талалакина Е. В. Academic skills: сущность, модель, практика // Вопросы образования. – 2011. – № 4. – С. 178–201.
5. Рубцова А. В., Алмазова Н. И., Еремин Ю. В. Социокультурная педагогическая инноватика: продуктивный подход в иноязычном образовании [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – 2020. – №1 (январь). – URL: http://emissia.org/offline/2020/2812.htm (дата обращения: 30.01.2021).
6. Самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого [Электронный ресурс] // Дирекция основных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. – URL: https://dep.spbstu.ru/standards/suos/ (дата обращения: 20.01.2021).
7. Смирнова Н. В. К вопросу об академической грамотности // Герценовские чтения. Иностранные языки. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.
8. Стратегии индивидуализации высшего иноязычного профессионально-ориентированного образования: подходы, методы, технологии: монография / Н. И. Алмазова, А. В. Рубцова, Е. А. Крылова [и др.]. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020.
9. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А., Реморенко И. М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 28 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. – URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 20.01.2021).
11. Bates (Tony) A.W. Teaching in a Digital Age [Электронный ресурс]. – Vancouver: BCcampus, 2015. – URL: https://opentextbc.ca/teachinginadigitalage/ (дата обращения: 25.01.2021).
12. Chaibate H., et. al. A Comparative Study of the Engineering Soft Skills Required by Moroccan Job Market // International Journal of Higher Education. – 2020. – Vol. 9, no. 1. – DOI: https://doi.org/10.5430/ijhe.v9n1p142
13. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment – Companion volume. – Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2020. [Электронный ресурс]. – URL: www.coe.int/lang-cefr (дата обращения: 25.01.2021).
14. Kumar G., Sharma V. Emotional Intelligence through Soft Skills for Employability // In Proceedings of International Conference on Advancements in Computing & Management (ICACM) 2019. – 2019. – DOI: https://doi.org/10.1177/1847979020980903