УДК: 
37.013
Веретенникова Светлана Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, sveretennikova@yandex.ru, Воронеж

Современное научное осмысление понятия «духовно-нравственное воспитание»: практический аспект

Аннотация: 
Проблема и цель. Исследование посвящено осмыслению педагогической общественностью ключевой категории действующих нормативно-правовых актов в сфере образования – «духовно-нравственному воспитанию». Любая юридически закрепленная норма, как известно, реализуется конкретными субъектами, которым необходимо прежде всего ее осмыслить, наполнить содержанием и, как следствие, воплотить в своей профессиональной деятельности. В связи с этим поиск ответа на вопрос «Как понимается “духовно-нравственное воспитание” в современном научно-педагогическом дискурсе?» явился целью данного исследования. База исследования и литература. Исследование проведено на основе публикаций, представленных в НЭБ eLIBRARY.RU. В статье представлен обзор опубликованных в ٢٠١٩ г. научных работ, посвященных опыту реализации духовно-нравственного воспитания. Ранее были опубликованы результаты обзора работ, посвященных теоретическому осмыслению духовно-нравственного воспитания. Результаты исследования. В представленном обзоре акцентировано внимание на публикациях практического характера, которые составили ⅔ от всех рассматриваемых работ. В основу обзора публикаций, посвященных опыту реализации духовно-нравственного воспитания, положена технология воспитания, предложенная Н. Е. Щурковой. Все публикации условно разделены на те, где технология духовно-нравственного воспитания представлена целостно, и на те, где раскрываются ее отдельные компоненты; на публикации, посвященные духовно-нравственному воспитанию в урочной деятельности и во внеурочной. Заключение. Преобладающее число публикаций посвящено организации внешней нравственной стороны духовно-нравственного воспитания, духовная же составляющая рассматриваемой категории редко востребована современными авторами. Описание опыта авторов рассматриваемых публикаций содержит в основном перечень мероприятий, тогда как описание опыта по организации смыслопоисковой деятельности обучающихся в работах встречается редко.
Ключевые слова: 
духовно-нравственное воспитание, технология духовно-нравственного воспитания, научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Библиографический список: 

1. Абдулаева Е. В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ через реализацию курса «Природные святыни России» // Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие: сб. материалов I Междунар. междисциплинарной науч. конф. (Москва, 17–18 апреля 2019 года) / под общ. ред. О. Н. Усановой. – М.: Когито-Центр, 2019. – С. 250–254.
2. Абрамов С. И. Подвиг как метод духовно-нравственного воспитания подростков // Богословско-исторический сборник. – 2019. – № 3 (15). – С. 159–171.
3. Абухова И. Ю. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи в процессе изучения иностранного языка // Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Барнаул, 25 июня 2019 года). – Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 2019. – С. 52–55.
4. Александрова Е. В., Жиганова О. С., Лайшева С. С. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Вестник научных конференций. – 2019. – № 3-1 (43). – С. 12–13.
5. Алявина Т. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых – 2019: сб. науч. статей VIII Международ. молодежной науч. конф. (Курск, 13–14 ноября 2019 года):в 6 т. / отв. ред. А. А. Горохов. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – Т. 2. – С. 17–19.
6. Бабенко А. С., Смирнова Е. С., Любимова А. А. Духовно-нравственное воспитание обучающихся 6 класса при изучении математики // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации сб. статей XXXIII Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 20 декабря 2019 года). – Пенза: Наука и просвещение, 2019. – С. 152–154.
7. Балашова Т. Н., Кисилевская Е. Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату: сб. материалов III Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 февраля 2019 года). – Чебоксары: НОЧУ дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2019. – С. 178–182.
8. Бочко А. А. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках английского языка: новые возможности и перспективы // Православие и духовно-нравственное становление личности современника: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Восьмые Пюхтицкие чтения» (Куремяэ, 11–12 декабря 2019 г.). – СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2019. – С. 281–286.
9. Буракина К. С., Смирнова Ю. Л. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения // Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей X Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 17 декабря 2019 года). – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С. 260–262.
10. Веретенникова С. В. К вопросу о духовно-нравственном воспитании современного учащегося // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 11 (79). – С. 300–302.
11. Веретенникова С. В. Духовно-нравственная составляющая образовательной деятельности современного учителя (на примере учителя биологии): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2010. – 16 с.
12. Веретенникова С. В. Современное научное осмысление понятия «духовно-нравственное воспитание»: теоретический аспект // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 5. – С. 144–159.
13. Дамба Н. Ч. Духовно-нравственное развитие в процессе экологического воспитания дошкольников старшего возраста // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 1 (74). – С. 227–228.
14. Дербенева Г. В. Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе изучения дисциплины «Теоретические основы и технологии начального литературного образования» // VIII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: осмысление свободы и ответственности молодежи: материалы Всероссийской науч. конф. (Тара, 5 апреля 2019 года) / отв. ред. О. Р. Каюмов. – СПб., 2019. – С. 85–89.
15. Думчева А. Г. Духовно-нравственное воспитание в условиях локального педагогического сообщества // Непрерывное образование. – 2019. – № 2 (28). – С. 46–51.
16. Ештыганова С. С., Яковлева И. А. Образовательно-социальный проект «Доброхоты» как инновационное средство духовно-нравственного воспитания детей в дополнительном образовании // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (Йошкар-Ола, 31 июля 2019 г.). – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. – С. 263–268.
17. Затямина Т. А. Проектирование образовательной практики духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе культуросообразной модели // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 10 (143). – С. 34–39.
18. Исмаилова У. А. Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнопедагогики в условиях дошкольной образовательной организации // Лучшая научно-исследовательская работа 2019: сб. статей XX Междунар. науч.-исследов. конкурса (Пенза, 15 июня 2019 г.). – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С. 141–145.
19. Клепиков В. Н. Возможности математики в духовно-нравственном воспитании школьников // Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения: сб. науч. ст.: в 2 т. – М.: ИИДСВ РАО, 2019. – Т. 1. – С. 205–217.
20. Козицина С. В. Учебно-исследовательский проект «Дорога к храму» как одна из форм духовно-нравственного воспитания обучающихся // Традиции и инновации в образовании: сб. науч. ст. и материалов V Междунар. науч.-практ. конф. (Архангельск, 15 марта 2019 года): в 2 частях / ред. С. А. Герасимов. – Архангельск: КИРА, 2019. – С. 185–191.
21. Комарова И. В., Рубахина С. Г. Wев-квест – технология как ресурс духовно-нравственного воспитания детей // Православие и духовно-нравственное становление личности современника: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Восьмые Пюхтицкие чтения». – СПб., 2019. – С. 307–312.
22. Кормилицын Д. А., Мартышин В. С., Чудинова М. А. Методика погружения в исторические эпохи как эффективное средство изучения истории отечества и духовно-нравственного воспитания // Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Ярославль, 28–30 марта 2019 года). – Ярославль: Литера, 2019. – С. 22–27.
23. Крячко В. Б., Семенова И. А. Концепт «война» в поэтических текстах Б. Ш. Окуджавы как средство духовно-нравственного воспитания личности // Primo aspectu. – 2019. – № 1 (37). – С. 117–121.
24. Мирзоев Ш. А., Абдулатипова Э. А., Мунгиева Н. З. Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова как неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания учащихся. – Махачкала: АЛЕФ, 2019. – 208 с.
25. Моисеева С. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Педагогическая деятельность как творческий процесс: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Грозный, 28–29 октября 2019 года). – Махачкала: АЛЕФ, 2019. – С. 443–450.
26. Морозова А. Д., Шевченко Е. П. Русская опера как средство духовно-нравственного воспитания на уроках музыкальной литературы // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 09–12 октября 2019 года). – Саратов: Саратовский источник, 2019. – С. 374–379.
27. Немчикова Л. А., Немчикова О. Н. Онлайн-марафон как интерактивное средство духовно-нравственного воспитания // Православие и духовно-нравственное становление личности современника: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Восьмые Пюхтицкие чтения» (Куремяэ, 11–12 декабря 2019 г.). – СПб.: Ленинградский гос. университет им. А. С. Пушкина, 2019. – С. 301–306.
28. Нужнова Н. М. Подготовка учителей к решению задач духовно-нравственного воспитания в начальном образовании с использованием кейс-стади // Преподаватель XXI век. – 2019. – № 2-1. – С. 180–191.
29. Ободова А. А., Ковалева А. В. Духовно-нравственное воспитание детей с особенностями психического развития в условиях массового мероприятия // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи на современном этапе российского образования: проблемы и пути решения: материалы VIII Всеросс. науч.-практ. конф., посвященной памяти профессора А. Г. Крицкого (Волгоград, 25–26 апреля 2019 г.) / ред. А. Н. Кузибецкий. – Волгоград: Волгоградская государственная академия последипломного образования, 2019. – С. 82–87.
30. Овсянникова М. В., Веревкин В. Г. Колокольный звон в духовно-нравственном воспитании обучающихся православной гимназии // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2019. – № 2 (59). – С. 96–98.
31. Ожерельева О. В., Обухова Е. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе уроков изобразительного искусства // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы: материалы VI Всеросс. науч.-практ. конф. (Борисоглебск, 30 марта 2019 г.). – М.: Перо, 2019. – С. 112–115.
32. Орлова Н. В. Социализация и духовно-нравственное воспитание на уроках «Основы социальной жизни» в школах для детей с ОВЗ // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики: материалы открытой регион. конф. Всерос. науч.-практ. форума (Воронеж, 17 апреля 2019 г.) / под ред.М. В. Шакуровой. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2019. – С. 297–300.
33. Осипов Э. В. Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности // Образовательная среда организации: новые методы, направления и пути развития: сб. трудов I Всеросс. науч.-практ. конф. (Ижевск, 11 декабря 2018 г.) / под общ. ред. М. А. Санникова. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, 2019. – С. 77–85.
34. Павлов В. И., Павлова И. И. Формирование компетентности у классных руководителей в области духовно-нравственного воспитания на занятиях спецкурса по этнической педагогике // Национальные языки и литературы в условиях би- и полингвизма: сб. науч. тр. Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 июня 2019 года) / отв. ред. А. Д. Ахвандерова. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2019. – С. 154–158.
35. Пальчикова О. В. Духовно-нравственное воспитание школьников на основе православных традиций // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 6 (33). – С. 830–835.
36. Пастюк О. В. Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания студентов педагогических профилей // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 6 (137). – С. 30–36.
37. Пермякова А. В. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения (на примере республики Саха) // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы IX междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 7–8 ноября 2019 года) / отв. ред. М. И. Морозова. – СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2019. – С. 231–235.
38. Подгорная И. А. Волонтёрское движение «Сёстры милосердия» как фактор подготовки будущих учителей начальных классов к духовно-нравственному воспитанию детей // Семья и школа в духовно-нравственном воспитании детей: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чита, 2 октября 2019 года). – Чита: Забайкальский государственный университет, 2019. – С. 120–124.
39. Позднякова И. Р. Проблемы духовно-нравственного воспитания подростков в условиях современного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2019. – № 2 (71). – С. 149–155.
40. Позднякова И. Р. Духовно-нравственное воспитание подростков в образовательном процессе школы // Символ науки. – 2019. – № 4. – С. 121–124.
41. Попова М. В. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников через проектную деятельность (из опыта работы) // Образовательная система: вопросы продуктивного взаимодействия наук в рамках технического прогресса: сб. науч. тр. – Казань: СитИвент, 2019. – С. 248–252.
42. Постика Е. А. Казачий класс – новая форма организации духовно-нравственного воспитания учащихся (из опыта работы) // Региональное образование: современные тенденции. – 2019. – № 2 (38). – С. 50–53.
43. Потёмкина Т. Н. Организация духовно-нравственного воспитания учащихся при изучении литературы (на примере содержания сказок А. С. Пушкина) // Европейский научный форум студентов и учащихся: сб. ст. Междунар. науч.-исслед. конф. (Петрозаводск, 30 апреля 2019 года) / под ред. И. И. Ивановской. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. – С. 240–247.
44. Пронина С. И., Ахтырская Е. Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников на уроках литературного чтения по программе «Школа России» // XI Кирилло-Мефодиевские чтения: межвуз. сб. науч.-метод. ст. (Ишим, 23 мая 2019 года) / под ред. Г. В. Сильченко. – Ишим: Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменский государственный университет, 2019. – С. 230–234.
45. Рыжкова Е. М. Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы) // Молодежь: свобода и ответственность: материалы VI Владимирских духовно-образовательных чтений (Мичуринск, 8–16 ноября 2018 года). – Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет, 2019. – С. 71–74.
46. Сарафанникова Е. А., Алехина Е. В. К вопросу о духовно-нравственном воспитании детей с ОВЗ // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики: материалы открытой регион. конф. Всерос. науч.-практ. форума (Воронеж, 17 апреля 2019 года) / под ред. М. В. Шакуровой. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2019. – С. 377–380.
47. Семянников С. Н., Карпова С. И. Духовно-нравственное воспитание подростков из неблагополучных семей с опорой на святоотеческую педагогическую традицию в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2019. – Т. 18, № 3 (41). – С. 32–39.
48. Соловцова И. А. Современные технологии духовно-нравственного воспитания: аспект присвоения ценностей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 10 (143). – С. 21–24.
49. Торпакова Е. А., Карагадян И. Р., Мынзат И. В. Народная сказка и духовно-нравственное воспитание младших школьников: из опыта исследования // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. тр. XIX Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 19 апреля 2019 года). – Белгород: ООО ГиК, 2019. – С. 130–135.
50. Ульянова Л. Н. Музыкально-просветительский театр как форма духовно-нравственного воспитания молодёжи // Культура и образование. – 2019. – № 1 (32). – С. 135–141.
51. Хугаева Ф. В. Современные формы духовно-нравственного воспитания студентов в поликультурной среде вуза // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8, № 1 (26). – С. 308–312.
52. Чернышев Ю. В., Чернышова О. В. Духовно-нравственное воспитание молодежи – основа их физического и психического здоровья // Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Юго-Западный гос. ун-т, 17 октября 2019 года). – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 221–224.
53. Чумарова Л. Г., Мефодьева М. А., Мухаметзянова Р. И. Использование пословиц и поговорок в духовно-нравственном воспитании студентов на занятиях по иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-4. – С. 241–244.
54. Шелих В. В. Духовно-нравственное воспитание подростков средствами спортивного туризма // Образовательная среда организации: новые методы, направления и пути развития: сб. тр. I Всеросс. науч.-практ. конф. (Ижевск, 11 декабря 2018 года) / под общ. ред. М. А. Санникова. – Ижевск: Издательство ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2019. – С. 117–122.
55. Шерайзина Р. М., Донина И. А., Поломошнова С. А. Оценка эффективности проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников: критерии, показатели и уровни оценки // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-1. – С. 346–350.
56. Шишкарева Г. В. Школьное лесничество – центр духовно-нравственного воспитания // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Брянск, 11–12 апреля 2019 года). – Брянск: Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского, 2019. – С. 294–299.
57. Шульга И. Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка-дошкольника средствами сказки в процессе реализации программы «Истоки» // Сахалинское образование XXI век. – 2019. – № 3. – С. 81–84.
58. Щукина Е. Г. Особенности духовно-нравственного воспитания в вузе // Основные направления обеспечения качества профессионального образования: материалы XXIV Межрегион. учеб.-метод. конф. (Архангельск, 18 апреля 2019 года) / отв. ред. А. С. Оправин. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2019. – С. 215–217.
59. Щуркова Н. Е. Педагогические технологии: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – 232 с.
60. Якунина Н. И. Особенности кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. и мат-лов VI междунар. науч.-практ. конф. (Коломна, 27–28 мая 2019 года). – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2019. – С. 83–88.