УДК: 
159.922.8
Хазова Светлана Абдурахмановна
Доктор психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова, hazova_svetlana@mail.ru, Кострома
Останина Надежда Владимировна
Кандидат педагогических наук, педагог-психолог школ, школы «Лукишкю» и «Атейтес», nadezda-05@mail.ru, Вильнюс, Литва

ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме изучения совладющего поведения подростков и его изменению в процессе возрастного развития. Показано, что одним из сильнейших школьных стрессоров является буллинг, которому в разной степени подвергаются более 50% школьников, вследствие чего около 80% из них не считают школу безопасной. В статье на основе эмпирических данных описываются основные стратегии совладания со школьными стрессорами младших (11-12 лет, 98 чел.) и старших (14-17 лет, 135 чел.) подростков. Отмечается, что подростки младших классов предпочитают использовать эмоционально-ориентированные стратегии, направленные на отвлечение, регуляцию эмоций. Старшие подростки используют целый спектр как условно продуктивных (решение проблемы, самоконтроль, положительная переоценка), так и непродуктивных (избегание решения проблемы) стратегий, что связано с активным формированием стиля совладающего поведения в этом возрасте. Независимо от возраста подростки редко принимают на себя отвественность за происходящее.
Ключевые слова: 
подростки, школьные стрессоры, буллинг, стратегии совладающего поведения
Библиографический список: 

1. Гаврилова Е. В. Влияние образовательной среды на формирование индивидуально-психологических особенностей учащихся и школьной мотивации // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 6. – С. 256–259.
2. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000. – 507 с.
3. Останина Н. В. Буллинг как школьный стрессор // Ананьевские чтения – 2012. Психология образования в современном мире: материалы научной конференции, 16-18 октября, 2012 г. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – С. 133–135.
4. Останина Н. В. Педагогическая поддержка поведения подростков по преодолению трудных школьных ситуаций: дисс…канд.пед. н. – Смоленск, 2009. – 169 с.
5. Хазова С. А. Cовладающее поведение старшеклассников, воспитывающихся в школе-интернате // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2009. – Т.15. – №5 – С. 155–159.
6. Хазова С. А. Одаренный подросток как субъект межличностного взаимодействия // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Психология. Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – 2013. – Т.19 – №2. – С. 102–107.
7. Seiffge-Krenke I. Bewaeltigungvon familiaerenund schulischen problemen / In: Stress und Stressbewaeltigung im Kindes- und Jugendalter / Hrsg. I. Seiffge-Krenke, A. Lohaus. – Goettingen, Hogrefe, 2007. – PP. 161–176.
8. Sharp S. How much does bullying hurt? The effects of bullying on the personal well being and educational progress of secondary aged students // Educational and Child Psychology. – 1995. – №12. – PР. 81–88.