УДК: 
378.37.01
Морозова Ольга Петровна
Доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогического образования, Алтайский государственный университет, cppkp.asu@mail.ru, Барнаул

Инновационные модели педагогического образования в классическом университете

Аннотация: 
Статья посвящена роли классического университетского образования в подготовке высококвалифицированных, высококонкурентных педагогических кадров, способных формировать облик новой школы в современных условиях. Достижение столь сложной задачи обеспечивается за счет выявления и реализации эвристических возможностей классического университета в развитии педагогического образования. Такого рода возможности автор связывает с его фундаментализацией, исследовательской направленностью, опережающим характером и др. Цель статьи – представить результаты научного исследования, связанные с определением и теоретическим обоснованием возможных путей реализации моделей педагогического образования как оптимального «сценария» подготовки элитных учительских кадров в условиях классического университета. Методология и методы исследования. Методологической основой исследования выступают философские положения о человеке как субъекте собственной жизнедеятельности; единстве и взаимосвязи процессов и явлений, общего и особенного. Общую методологию исследования представляет системно-синергетический подход, позволяющий рассматривать профессионально-педагогическую подготовку в классическом университете как открытую развивающуюся систему в преемственных связях «школа – вуз – школа»; целостный подход как методологическая ориентация на формирование целостной личности будущего учителя, а также целостность системы профессионально-педагогической подготовки в классическом университете; индивидуально-личностный подход, предоставляющий возможность обучения по индивидуальной образовательной траектории. Основными методами исследования выступили анализ научной литературы, теоретическое обобщение и моделирование. Результаты исследования. В итоге проведенной теоретико-экспериментальной работы обосновано, что квинтэссенция эвристических возможностей классического университета детерминирует разработку и реализацию инновационных моделей развития педагогического образования. Автор дает характеристику каждой модели, указывая ее особенности и вклад в подготовку будущих учителей в системе университетского классического образования. В заключении делается вывод о том, что предложенные инновационные вариативные модели развития педагогического образования в классическом университете позволят обеспечить успешность профессиональной педагогической подготовки будущих учителей, вывести ее на принципиально новый уровень за счет реализации ценностного потенциала классического университета.
Ключевые слова: 
профессионально-педагогическая подготовка, ценностный потенциал классического университетского образования, инновационная модель педагогического образования
Библиографический список: 

1. Бережная И. Ф. Профессиональная подготовка будущих педагогов в классическом университете // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014. – № 10. – С. 3–13.
2. Борытко Н. М., Широкий А. М. Университетский округ как форма сетевого взаимодействия по работе с интеллектуально одаренными детьми и талантливой молодежью // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – № 10 (210). – С. 29–33.
3. Гафуров И. Р., Калимуллин А. М., Габдулхаков С. Г. и др. Технологии подготовки учителей в классическом университете: монография. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2019. – 140 с.
4. Загвязинский В. И., Плотников Л. Д., Волосникова Л. М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. – 2013. – № 4 (103). – С. 3–16.
5. Кондаурова И. К. Профессионально-методическая подготовка будущих учителей математики и информатики в классическом университете: традиции и новации // Известия Саратовского университета. – 2010. – Т. 10. Сер. Философия. Психология, Педагогика. - Вып. 1. – С. 106–112.
6. Кривотулова Е. В. Психолого-педагогическая компетентность студентов классического университета // Вестник ВГУ. Серия Проблемы высшего образования. – 2017. – № 3. – С. 49–52.
7. Кулибаба О. М. Средства, формы, методы и технологии профессионально-методической подготовки будущих учителей математики в условиях классического университета // Научные исследования в образовании. – 2008. – № 8. – С. 19–21.
8. Куони Е. Ю. Формирование педагогического мышления у студентов классического университета: на примере изучения иностранного языка. – Ульяновск, 2010. – 31 с.
9. Лазарева Ю. В. Классический университет или педагогический вуз: поиск оптимальной институциональной формы обучения студентов педагогических специальностей // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – Т. 7, № 5. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/138PVN 515.pdf (дата обращения: 07.06.2021).
10. Маланов И. А. Профессиональная подготовка учителей в условиях классического университетского образования // Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – Вып. 3-4. – С. 35–39.
11. Сенько Ю. В. Оптимизация педагогического процесса в классическом университете // Педагогика. – 2010. – № 8. – С. 52–58.
12. Сенько Ю. В. Оптимизация педагогического процесса в университете: монография. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. – 248 с.
13. Юдина Т. В., Арчебасова Н. А. Подготовка педагога-исследователя по историческому образованию в магистратуре классического университета // Научный прогресс: вопросы теории и практики: сб. научн. трудов. – Казань: Ситивент, 2020. – С. 343–345.
14. Angrist J. D., Lavy V. Does Teacher Training Affect Pupil Learning? Evidence from Matched Comparisons in Jerusalem Publis Schools // Journal of Labor Economics. – 2001. – № 19. – Р. 343–370.
15. Buchberger F., Campos B. P., Kallos D. Stephenson Green Paper of Teacher Education in Europe, Umea: Fakultet – Snamnden for lararubining. – 2000. – Vol. 20 (5). – P. 45–64.