УДК: 
378+376.7
Шакурова Марина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, shakurova@mail.ru, Москва
Добрынина Елена Анатольевна
Аспирант кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, dobryniina@mail.ru, Воронеж
Акимова Галина Михайловна
Консультант отдела государственной молодежной политики, Департамент образования науки и молодежной политики Воронежской области, galinka_akimowa@mail.ru, Воронеж

Этнокультурные характеристики воспитательной системы педагогического вуза: опыт осмысления

Аннотация: 
В статье рассмотрен вопрос о необходимости и значении удержания этнокультурного компонента в воспитательных системах педагогических вузов в контексте диалектики унификации и диверсификации, своеобразия, а также специфики двойной профессионализации в образовательном процессе педагогического вуза. Цель статьи – рассмотреть этнокультурную обусловленность воспитательной системы педагогического вуза, обосновать актуальность и неоднозначность удержания этнокультурных характеристик воспитательных систем в современных условиях. Методологию исследования составили системный, социокультурный и этнокультурный подходы. Использован комплекс методов теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, аналогия, интерпретация), а также включенное наблюдение, сравнительный анализ информации и видеоряда, представленного на сайтах вузов. Обращается внимание на сущностную противоречивость характеристики «этнокультурное», значения личностного выбора и процесса формирования этнокультурной идентичности. Подчеркивается, что этнокультурные характеристики объективно присутствуют в воспитательной системе, поскольку заданы как сущностно (характеристики внешней среды и среды вуза, установки, предпочтения, опыт и идентичность субъектов), так и целенаправленно (в процессе целеполагания и выбора системообразующих видов деятельности). За счет удержания этнокультурного своеобразия появляется возможность сохранять на уровне локальных организаций и общностей баланс глобализации и глокализации; обезопасить растущую личность (в силу эффекта «двойной профессионализации» и студента, осваивающего педагогическую профессию, и его будущих воспитанников) от угрозы культурной маргинализации и разрушения этнической (этнокультурной) идентичности; обеспечить дополнительные движущие силы развитию самой воспитательной системы, сориентированной по своей природе не на стандартизацию, а на культивирование уникальности.
Ключевые слова: 
этнокультурное, социокультурное, воспитательная система, педагогический вуз, социализация, воспитание.
Библиографический список: 

1. Байтуганов В. И. Этнокультурное моделирование воспитательной системы культурологической школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4 (14). – С. 107–114.
2. Валлерстайн Л. Конец знакомого мира. – М.: Логос, 2004. – 368 с.
3. Иванова С. П., Басалаев Н. В. Современный взгляд на особенности этнической идентичности на примере тюркской этнической общности // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. – М.: Издательство «Когито-центр», 2015. – С. 405–407.
4. Козин В. В., Писачкин В. А. Глобализация, глокализация, регионализм: дискурс становления и развития // Регионология. – 2007. – № 1 (58). – С. 5–15.
5. Культурология. ХХ век: словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 640 с.
6. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика, сост. Е. И. Соколова – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 336 с.
7. Пашков А. Г. К проблеме формирования и оценки эффективности воспитательной системы вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2006. – № 2. – С. 1–6.
8. Пашков А. Г. Этнокультурные основания моделирования воспитательной системы русской школы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2006. – № 3. – С. 49–55.
9. Multicultural Education From Theory to Practice [Электронный ресурс] / edited by H. Arslan, R. Georgeta. – Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2013. – URL: https://www.researchgate.net/publication/284446148_Multicultural_Educati... (дата обращения: 01.06.2021).
10. Pike G. R., Kuh G. D. Relationships among structural diversity, informal peer interactions and perceptions of the campus environment // The Review of Higher Education. – 2006. – Vol. 29 (4). – P. 425–450.
11. Shibao G., Zenobia J. Nurturing Cultural Diversity in Higher Education: A Critical Review of Selected Models // Canadian Journal of Higher Education Revue. – 2007. – Vol. 37, № 3. – P. 27–49.