УДК: 
316.3/.4+37.0
Дейч Борис Аркадьевич
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет, deich67@mail.ru, Новосибирск
Чельцов Михаил Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет, miki7575@mail.ru, Новосибирск
Кошман Наталья Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет, n.koshman@mail.ru, Новосибирск

Патриотическое воспитание молодежи: исследование эффективности современной практики

Аннотация: 
Статья посвящена анализу организации патриотического воспитания молодых граждан, проживающих в городе Новосибирске, их отношения к гражданственности, патриотизму как результату такого воспитания. Определяется связь между пониманием молодежью состояния и процессов гражданственности и патриотизма и их проявлениями в социуме. Патриотизм понимается авторами как одно из глубоких и устойчивых чувств, формирующихся у молодых людей, которое может быть одним из оснований успешного развития личности. Гражданственность рассматривается как фундаментальное личностное качество, с которым неразрывно связаны патриотические чувства, и на основе которого формируются черты полноценного гражданина, стремящегося к активному позитивному развитию. В статье анализируется организация и проведение мероприятий по воспитанию гражданственности и патриотизма и отношение молодежи к ним. Изучаются возможности мероприятий гражданско-патриотической направленности, формирования гражданских качеств и патриотических чувств личности молодого человека. Цель статьи – изучить влияние мероприятий гражданско-патриотической направленности как компонента патриотического воспитания на формирование гражданско-патриотических качеств у молодежи и отношение молодежи к гражданственности и патриотизму. Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является понимание гражданственности как фундаментального личностного качества и патриотизма как одного из самых глубоких и значимых чувств, имеющих неразрывную связь. Это единство становится важнейшим элементом социального поведения молодого человека, позволяя ему, с одной стороны, включаться в жизнь общества, выполнять свои обязанности, пользоваться правами, совершать действия, направленные на улучшение жизни социума. Одним из ведущих элементов здесь становится ответственность личности, которая является составляющей гражданственности и патриотизма и проявляется (должна проявляться) в реальных действиях молодого человека. При проведении исследования использовались теоретические (анализ и синтез) и эмпирические (анкетирование) методы. Анкетирование проводилось двумя способами: онлайн-анкетирование и личное анкетирование респондентов. Результаты исследования. Авторы считают, что несмотря на положительное в целом восприятие молодежью мероприятий, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма, в среде молодых людей присутствуют разнонаправленные тенденции как в понимании, так и в отношении к понятиям «гражданственность», «патриотизм», к их составляющим и к их непосредственным проявлениям. Часто возникают заблуждения в отношении к содержанию деятельности, игнорируются как сами важные мероприятия, так и социальная деятельность в целом. В заключении делается вывод о необходимости усиления работы по внедрению в молодежную среду понимания сущностного содержания понятий «гражданственность» и «патриотизм», а также по привлечению молодежи к деятельности и участию в жизни общества. Необходимо переходить от преимущественно военной направленности в воспитании патриотизма к более широкой деятельности по формированию гражданских качеств личности в непосредственной связи с жизнью в обществе.
Ключевые слова: 
гражданско-патриотическое воспитание, гражданственность, мероприятия гражданско-патриотической направленности, молодежь, патриотизм.
Библиографический список: 

1. Бочарников И. В., Байрамов В. Д., Кандыбович С. Л., Лутовинов В. И., Чернявский А. Г. Патриотизм современной российской молодежи: концептуальные основания и технологии воспитания. – М.: Альфа-М, 2014. – 144 с.
2. Вахштайн В. Формула общества [Электронный документ]. – URL: https://postnauka.ru/longreads/13650 (дата обращения: 05.06.2021).
3. Гаврилюк В. В., Маленков В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 44–50.
4. Гасанов З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – № 6. – С. 59–63.
5. Гаязов А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Челябинск, 1996. – 40 с.
6. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 278 с.
7. Дейч Б. А., Чельцов М. В. Гражданско-патриотическое воспитание в Новосибирской области: лучшие практики. – Новосибирск: ПРИНТ, 2019. – 180 с.
8. Князев А. М., Сорокин В. С. Гражданственность. – М.: Граница, 2018. – 399 с.
9. Куприянов Б. В. Воспитание XXI века: экзистенциальная вспышка приключений // Народное образование. – 2011. – № 9. – С. 249–254.
10. Лопуха А. Д., Марковчин С. Г., Воро-нин Р. В. Развитие педагогических идей становления педагогического потенциала будущих офицеров в российской и советской военных школах // МНКО. – 2020. – № 5 (84). – С. 114–117.
11. Лутовинов В. И., Вырщиков А. Н. Концептуальные основы военно-патриотического воспитания. – Волгоград: ПринТерра, 2007. – 45 с.
12. Омельченко Е. Л., Сабирова Г. А. К вопросу о молодежных культурах в современной России // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 4 / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. – С. 183–191.
13. Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политическое положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году: коллективная монография / под ред. Г. В. Осипова, С. В. Рязанцева, В. К. Левашова, Т. К. Ростовской; отв. ред. В. К. Левашов. – М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2020. – 532 с.
14. Рубцова М., Кексин А. «Идея государства» и «идея народа» как философские категории // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4–2 (42). – С. 167–169.
15. Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. – 2016. – № 5. – С. 44–53.
16. Чесноков В. А., Абрамова В. В. Условия эффективной организации военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе // Проблемы и перспективы эффективного обновления образовательных систем: межрегиональный сборник научных трудов. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2003. – С. 67–70.
17. Шаманова В. К. Воспитание гражданственности школьников в учреждениях системы дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Владикавказ, 2005. – 26 с.
18. Щуркова Н. Е. Новое воспитание в новой школе. – М.: АРКТИ, 2012. – 261 с.
19. Schumann С. Which Love of Country? Tensions, Questions, and Contexts for Patriotism and Cosmopolitanism in Education // Cosmopolitanism: Educational, Philosophical and Historical Perspectives. – 2016. – Р. 79–88.