УДК: 
378
Шкерина Людмила Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой математики и методики обучения математике, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, shkerina@mail.ru, Красноярск
Журавлева Наталья Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, zhuravlevanataly@mail.ru, Красноярск
Кейв Мария Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева", mkejv@yandex.ru, Красноярск

Методика выявления предметных профессиональных дефицитов учителей математики

Аннотация: 
Современные вызовы системы математической подготовки школьников обуславливают рост предметных профессиональных дефицитов учителя математики. Мониторинг профессиональных дефицитов педагога позволяет их своевременно нивелировать, тем самым повысить качество образовательного процесса. Однако теория и методика их выявления мало изучены. Это дает возможность констатировать проблему исследования, которая состоит в определении концептуальной основы методики выявления предметных профессиональных дефицитов учителя математики. Цель статьи – разработать методику выявления предметных профессиональных дефицитов учителя математики. Методология. Методологическую основу исследования составили компетентностный подход как основа структурирования профессиональных компетенций учителя математики; системный подход как основа диагностики профессиональных дефицитов учителя математики. В исследовании использованы методы анализа специальной литературы и нормативных документов, педагогического моделирования и проектирования, математической обработки информации. Результаты исследования. Сформулированы и обоснованы основные принципы методики выявления предметных профессиональных дефицитов: целесообразности, диагностичности, системности и опережения. На основании этих принципов авторами разработана методика выявления предметных профессиональных дефицитов учителя математики. На примере представлены основные этапы и результаты диагностики предметных дефицитов учителя математики в области комбинаторики и теории вероятностей.
Ключевые слова: 
системный подход, компетентностный подход, диагностичность, целесообразность, системность, опережение, предметные компетенции, методика выявления
Библиографический список: 

1. Алтыникова Н. В., Музаев А. А. Оценка предметных и методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 1. – С. 31–41.
2. Бородина Е. П., Бородин А. Л. От профессиональных дефицитов в деятельности педагога к современным образовательным технологиям и результатам [Электронный ресурс] // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2018. – № 2. – С. 387–392. – URL: https://asou-mo.ru/media/download/260 (дата обращения: 24.06.2021).
3. Виноградова А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20976 (дата обращения: 01.07.2021).
4. Журавлева О. Н., Андреевская Т. П., Александрова С. В. Входная диагностика профессиональных дефицитов в системе дополнительного профессионального образования педагогов (на примере оценивания уровня информационно-аналитической компетенции учителя истории) // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2019. – № 1 (38). – С. 97–106.
5. Каменев Р. В. Профессиональные дефициты учителя технологии, анализ предметных и методических компетенций [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29854 (дата обращения: 01.07.2021).
6. Курдыман Н. В. Преодоление профессиональных дефицитов у педагогов общеобразовательных организаций в условиях деятельности межмуниципального методического центра // Вестник Белгородского института развития образования. – 2021. – Т. 8, № 1 (19). – С. 142–154.
7. Лацко Н. А., Авдеева Е. Н., Пихота О. В. Результаты диагностики профессиональных дефицитов педагогов Сахалинской области // Сахалинское образование XXI век. – 2020. – № 1. – С. 18–26.
8. Ляшевская Н. В., Маврина И. А. Критериально-уровневое оценивание готовности молодых педагогов к осуществлению профессиональной деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2020. – № 2 (43). – С. 64–71.
9. Малова И. Е., Матушкина З. П., Пенская Ю. К. Конструирование диагностических материалов, способствующих выявлению готовности будущих учителей математики к профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. – № 12 (189). – С. 109–117.
10. Малышева А. В., Кожакина С. О., Шрамкова О. В. Диагностика профессиональных компетентностных дефицитов как основной фактор оптимизации дополнительного профессионального образования педагогов // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 3 (19). –
С. 112–117.
11. Новопашина Л. А., Григорьева Е. Г., Кузина Д. В., Черкасова Ю. А. Определение возможностей инструментов математического моделирования для системы оценки профессиональных дефицитов учителей // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 6. – С. 220–236.
12. Пуденко Т. И. Концептуальные основы модели профессионального роста педагогических работников на основе оценки уровня владения профессиональными компетенциями [Электронный ресурс] // Управление образованием: теория и практика. – 2019. – № 4 (36). – С. 4–13. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42714420_18233926.pdf (дата обращения: 24.06.2021).
13. Слинкин С. В., Садыкова Э. Ф., Клюсова В. В. О результатах диагностики предметных и методических компетенций учителей химии // История и педагогика естествознания. – 2019. – № 2. – С. 18–21.
14. Тумашева О. В., Шашкина М. Б., Аёшина Е. А. Профессиональные дефициты учителей математики: анализ результатов регионального исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10, № 1 (34). – С. 264–268.
15. 1Шайденко Н. А. Подходы к оценке дефицитов профессиональных компетенций молодых учителей // Образование личности. – 2019. – № 3-4. – С. 12–18.
16. Шкерина Л. В. Профессиональные дефициты учителя математики и их причины // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2021. – № 2 (56). – С. 82–92.
17. Cravens X., Wang J. Learning from the masters: Shanghai’s teacher-expertise infusion system // International Journal for Lesson and Learning Studies. – 2017. – Vol. 6 (4). – P. 306–320. – DOI: 10.1108/IJLLS-12-2016-0061.
18. Grau V., Calcagni E., Preiss D. D., Ortiz D. Teachers’ professional development through univer-sity-school partnerships: Theoretical standpoints and evidence from two pilot studies in Chile // Cambridge Journal of Education. – 2017. – Vol. 47 (1). – P. 19–36. DOI: 10.1080/0305764X.2015.1102867.
19. Griffin P., Murray L., Care E., Thomas A., Perri P. Developmental assessment: Lifting literacy through professional learning teams // Assessment in Education: Principles, Policy and Practice. – 2010. – Vol. 17 (4). – P. 383–397. DOI: 10.1080/0969594X.2010.516628.
20. Scheer E. A., Bijlsma H. J. E., Glas C. A. W. Validity and reliability of student perceptions of teaching quality in primary education // School Effectiveness and School Improvement. – 2019. – Vol. 30 (1). – P. 30–50. DOI: 10.1080/09243453.2018.1539015.