УДК: 
355.233.237
Новиков Иван Николаевич
Адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, fightnew@mail.ru, Пермь

Теоретические основы профессионального воспитания личного состава Росгвардии

Аннотация: 
Воспитание личного состава Росгвардии в русле профессиональной деятельности играет важную роль в повышении уровня боевой готовности войск национальной гвардии РФ, а также успешного выполнения в установленные сроки служебно-боевых задач по предназначению. Цель статьи – изучить основные подходы к трактовке термина «профессиональное воспитание», определить и раскрыть факторы, оказывающие влияние на развитие профессиональных качеств личного состава Росгвардии. Методы исследования. Использованы теоретические методы исследования, такие как изучение, анализ, обобщение и моделирование. Результаты исследования. На основе анализа научной литературы рассмотрены пять основополагающих подходов к определению понятия «профессиональное воспитание»: ценностный, системный, тождественный, личностный и деятельностный. Исходя из анализа перечисленных подходов, под профессиональным воспитанием личного состава Росгвардии мы понимаем – процесс целенаправленного развития и саморазвития профессионально-значимых личностных качеств военнослужащих (сотрудников) в контексте служебно-профессиональной деятельности, а также целенаправленную работу командиров и начальников (органов управления) по организации служебно-боевой деятельности, стимулирующей проявление у военнослужащих (сотрудников) совокупности профессионально-личностных качеств, необходимых для выполнения возложенных служебно-должностных обязанностей и собственную активность личного состава, направленную на самосовершенствование. Также в статье раскрыты факторы, влияющие на формирование и развитие профессиональных качеств личного состава Росгвардии в процессе служебно-боевой деятельности: – служебно-профессиональные факторы – формируются в целенаправленно управляемом процессе служебно-боевой деятельности и включают в себя: занятия по боевой (профессиональной) подготовке, выполнение обязанностей боевой службы (в войсковом наряде), морально-психологическое обеспечение, иные направления служебно-боевой деятельности; – средовые факторы – оказывают косвенное воздействие на личный состав, к ним относятся: информационная среда, воинский коллектив, семья, друзья, знакомые, воинские ритуалы, ношение военной формы одежды, воинская символика; – личностные факторы – отражают внутриличностный уровень психической деятельности военнослужащих (сотрудников) и подразумевают в себе: мотивацию к самосовершенствованию, собственную активность личности и профессиональную рефлексию. Заключение. Сделан вывод о необходимости оптимизации процесса воспитания личного состава Росгвардии путем охвата всех направлений военно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: 
военнослужащий, Росгвардия, профессиональное воспитание, боевая (профессиональная) подготовка, боевая служба, морально-психологическое обеспечение, служебно-боевая деятельность, активность личности, профессиональная рефлексия, процесс самосовершенствования.
Библиографический список: 

1. Антонюк А. В. Характеристика когнитивных особенностей и эмоциональных состояний военнослужащих. // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10.7 (25). – С. 15–18.
2. Буданов А. В., Латкова И. А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждении МВД России: учебное пособие. – М.: Академия управления МВД России, 1997. – 75 с.
3. Веселов А. П. Профессиональное воспитание в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. – М.: Профтехиздат, 1961. – 231 с.
4. Демина М. А. Профессиональное воспитание женщин-военнослужащих внутренних войск МВД России с учетом гендерных аспектов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2005. – 23 с.
5. Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание молодежи. – М.: Высш. школа, 1978. – 216 с.
6. Евстифеев А. В. Профессиональное воспитание военнослужащих по контракту в социокультурной среде частей внутренних войск МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2011. – 24 с.
7. Жолдасбаева Б. А., Аширбаев Х. А., Конашев Р. А., Сманова Б. И., Жолдасова А. А. Проблемы активности личности в образовании // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-5. – С. 662–663.
8. Иванов Е. Н. Военно-патриотическое воспитание курсантов военных вузов посредством кино: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2008. – 22 с.
9. Косолапова Л. А. Формирование готовности выпускников действовать в ситуации неопределенности в процессе обучения на основе взаимопереходов «практика-теория» и «теория-практика» в открытом образовательном пространстве педагогического вуза // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2018. – № 1 (45). – С. 65–72.
10. Коржан Э. А. Основные факторы отношения к армии в контексте динамики социальных трансформаций в полиэтническом российском обществе // Позитивный потенциал ислама как фактор этносоциальной консолидации России: материалы Международной научно-практической конференции. Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2019. – С. 122–125.
11. Левшин С. В. Самосовершенствование личности в педагогическом процессе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 69. – 433 с.
12. Лобанов И. А. Саморазвитие личностно-профессиональных качеств офицера // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2020. – № 1 (253). – С. 37–41.
13. Малков Т. В., Баранов А. Ю. Роль профессиональной рефлексии как средства формирования профессиональной компетентности преподавателя // Вопросы педагогики. – 2020. – № 7-2. – С. 93–96.
14. Мешков Е. П. Новации в управлении информационной безопасностью военнослужащих вооруженных сил РФ // Власть. – 2012. – № 9. – С. 44–46.
15. Новиков И. Н. Формирование высокого морально-психологического состояния личного состава в процессе боевой подготовки // Проблемы развития системы технического обеспечения в войсках национальной гвардии Российской Федерации и пути их решения во взаимодействии с другими видами обеспечения: межвузовский сборник научно-практических материалов. Выпуск 3. – Пермь: ПВИ войск национальной гвардии, 2020. – 418 с.
16. Гутник Г. Ф. Воспитание у курсантов высших военно-морских училищ любви к профессии офицера ВМФ СССР: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ленинград, 1971. – 24 с.
17. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ. – URL: https://base.garant.ru/71433920/ (дата обращения: 27.03.2021).
18. Пономаренко В. А. Авиация – белое и черное. – М.: Наука, 1995. – 85 с.
19. Пономаренко В. А. Авиация. Человек. Дух. – М.: Универсум, 1998. – 51 с.
20. Разгонов В. Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2016. – 23 с.
21. Смирнов Р. В. Педагогические стратегии развития профессионального воспитания военнослужащих войск национальной гвардии: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2019. – 25 с.
22. Соколова Г. Н. Культура труда в социальном развитии рабочего класса. – Минск: Наука и техника, 1984. – 85 с.
23. Усанин С. Н., Усанин С. С., Рузаев Н. В. Основные направления профессиональной подготовки будущих специалистов по технической защите информации к профессиональной деятельности // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2019. – № 3 (49). – С. 137–141.
24. Фактор // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
25. Фоменко С. И. Патриотическое воспитание будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза на основе системно-деятельностного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2016. – 25 с.
26. Фризен М. А. Ценностно-смысловая составляющая профессиональной деятельности психолога // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 6 (117). – С. 88–104.
27. Шадриков В. Д. Профессионально важные качества. Психология деятельности и способности: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1996. – 66 с.
28. Шаршов И. А., Макарова Л. Н., Борзых И. Н. Содержание профессионального воспитания студентов в современном вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 15, № 4. – C. 31–36.
29. Яковлева В. Н., Рескаленко С. В. Воинские ритуалы как средство воспитания военнослужащих // Нравственное воспитание в современном мире: Психологический и педагогический аспект: сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа: Омега Сайнс, 2018. – С. 116–118.
30. Якубовская О. М. Педагогические условия разностороннего воспитания военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2013. – 24 с.