УДК: 
378+372.016:61*40
Айзман Роман Иделевич
Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, roman.aizman@mail.ru, Новосибирск
Лысова Наталья Фёдоровна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, natalyalysova@yandex.ru, Новосибирск
Суботялов Михаил Альбертович
Доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, subotyalov@yandex.ru, Новосибирск

Значение курса «Школьная медицина» в подготовке будущих педагогов

Аннотация: 
Введение, постановка проблемы. В статье актуализируется проблема здоровья детей школьного возраста в России и необходимость освоения будущими педагогами элементарных сведений по школьной медицине. Цель статьи – представить значение внедрения дисциплины «Школьная медицина» в образовательный процесс в педагогическом вузе. Обзор научной литературы по проблеме. Освещена проблема ухудшения состояния здоровья обучающихся. Раскрывается роль педагогов в вопросах здоровьесбережения. Методология и методы исследования. Теоретические стратегии исследования включали в себя анализ нормативно-правовых документов, педагогической, методической и медицинской литературы по проблеме сохранения и развития здоровья подрастающего поколения в процессе обучения. Эмпирические стратегии включали разработку курса «Школьная медицина» и апробацию его в учебном процессе вуза. Результаты исследования, обсуждение. Представлено содержание курса «Школьная медицина» для магистратуры «Безопасность и здоровье» педагогического направления, раскрыто значение каждого раздела. Проанализированы основные причины ухудшения состояния здоровья обучающихся в России. Обосновывается необходимость организовать новый уровень взаимодействия между медико-биологическими и психолого-педагогическими структурами в образовательных организациях с опорой на идеологию здорового образа жизни, профилактику нарушений и оздоровление. Рассматриваются нормативные документы, определяющие место педагогов в организации здоровьесберегающей деятельности и проведении мониторинга здоровья обучающихся, являющихся важными компонентами системы школьной медицины в образовательных организациях. Освещены основные вопросы гигиены детей и подростков, необходимые для освоения данной дисциплины студентами магистратуры. Представлена структура заболеваний детей школьного возраста, которая позволяет магистрантам узнать об основных отклонениях в состоянии здоровья детей школьного возраста, научиться выявлять признаки (симптомы) основных заболеваний и овладеть приемами их первичной профилактики. Заключение. Для улучшения состояния здоровья обучающихся необходимо в перспективе взаимодействие педагогов, владеющих основами школьной медицины, с врачами и социальными работниками.
Ключевые слова: 
здоровье, школьная медицина, гигиена, обучающиеся, здоровьесберегающая деятельность, мониторинг здоровья
Библиографический список: 

1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа – вуз». – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. – 316 с.
2. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – С. 5–24.
3. Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 5 (26). – С. 72–82.
4. Айзман Р. И. Методологические принципы и методические подходы к организации мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 1 (53). – С. 5–13.
5. Айзман Р. И. Скрининг-диагностика здоровья субъектов образовательного процесса // Здоровьесберегающее образование в инновационных условиях: теория, методология, практика и опыт: коллективная монография / науч. ред. А. Г. Маджуга, отв. ред. С. Н. Сладков. – Обнинск: Интеллект будущего, 2013. – 280 с.
6. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Суботялов М. А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. – Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.
7. Айзман Р. И., Новикова И. И., Пушкарёва Е. А. Методологическое обоснование возможности участия педагогов в реализации проекта школьной медицины // Science for Education Today. – 2020. – № 5. – С. 141–159. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.08 (дата обращения: 15.03.2021).
8. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 48–70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04
9. Безруких М. М., Сонькин В. Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. – М.: Триада-фарм, 2002. – 346 с.
10. Григорьев К. И., Григорьев А. И. Профилактика болезней взрослых: роль специалистов дошкольной, школьной и университетской медицины // Медицинская сестра. – 2019. – Т. 21, № 1. – С. 32–37.
11. Иванова И. Е., Родионов В. А. Повышение эффективности практической реализации проекта «Школьная медицина» в современных условиях // Практическая медицина. – 2019. – Т. 17, № 5. – С. 107–109. DOI: 10.32000/2072-1757-2019-5-107-109.
12. Казин Э. М. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2015. – 442 с.
13. Кельмансон И. А. Основы педиатрии для детского клинического психолога. – СПб.: Речь, 2010. – 348 с.
14. Ковтун О. П., Ануфриева Е. В., Ножкина Н. В., Малямова Л. Н. Школьная медицина: анализ достигнутых результатов и поиск новых решений // Вестник уральской медицинской академической науки. – 2018. – Т. 15, № 1. – C. 136–145. – DOI: 10.22138/2500-0918-2018-15- 1-136-145.
15. Кучма В. Р., Сафонкина С. Г., Молдованов В. В., Кучма Н. Ю. Гигиена детей и подростков в современной школьной медицине // Гигиена и санитария. – 2017. – Т. 96, № 11. – С. 1024–1028. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-11-1024-1028
16. Любецкий Н. П., Мавропуло О. С., Бендерский Н. С. Перспективы применения здоровьесберегающих технологий в школьной медицине // Национальное здоровье. – 2020. – № 1. – С. 46–53.
17. Руководство по школьной медицине. Клинические основы / под ред. проф. Д. Д. Панкова, А. Г. Румянцева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 640 с.
18. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями 2015 г). – URL: http://docs.cntd.ru/document/902256369 (дата обращения: 15.03.2021).
19. Сетко Н. П., Сетко А. Г. Актуальные проблемы развития школьной медицины на современном этапе // Лечение и профилактика. – 2017. – № 1 (21). – С. 57–62.
20. Соколова С. Б., Гончарова А. С., Абрамова Н. С., Прощенко Д. А. Проблемы школьной медицины и здоровья глазами молодежи // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2018. – № 4. – С. 44–48.
21. Тарасова О. В. Теоретические основы превентивных здоровьесберегающих технологий в школьной медицине // Экология человека. – 2006. – № 11. – С. 25–28.
22. Bakker N. Monitoring child health: school doctors at work in a Dutch rural area (1930–1970) // History of Education. – 2016. – № 6. – Р. 813–830.
23. Williams P. G., Okamoto J., Council Early C., Council Sch H. The Pediatrician’s Role in Optimizing School Readiness // Pediatrics. – 2016. – № 3. – Р. 20–2