УДК: 
378+37.0
Евдокимова Елена Вениаминовна
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики, Новосибирский государственный педагогический университет, evelven@mail.ru, Новосибирск
Кислая Лилия Николаевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, Новосибирский государственный педагогический университет, liliya12@yandex.ru, Новосибирск

Роль проектной деятельности в формировании профессиональных компетенций у студентовмагистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование (медиаобразование)»

Аннотация: 
Проблема. Система российского высшего образования предоставляет возможности для обучения в магистратуре по одному направлению бакалаврам, имеющим разные сформированные профессиональные компетенции, поэтому для вузовского преподавателя актуальной является задача преодоления компетентностного дисбаланса, развития и выравнивания компетенций у всех студентов-магистрантов. Цель статьи заключается в выявлении роли проектной деятельности в формировании профессиональных компетенций у студентов-магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование (Медиаобразование)». Методология. Проведенный контент-анализ выпускных квалификационных работ выявил основные виды медиапроектов, разработанных и реализованных магистрантами: медиапроекты, связанные с работой пресс-центров образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования; медиапроекты, направленные на организацию и проведение творческих конкурсов, медиафестивалей, профильных смен; интернет-проекты, использование мультимедиа в учебном процессе; создание фильмов, видеосюжетов, медиатекстов. С помощью анкетирования выпускников выявлен высокий уровень сформированности у магистров профессиональных компетенций в области использования мультимедийных инструментов в учебной и внеурочной деятельности. В заключении делается вывод о том, что при разработке и реализации медиапроектов у магистрантов формируются необходимые профессиональные компетенции как в области журналистики, так и в области медиапедагогики.
Ключевые слова: 
медиаобразование, проектная деятельность, медиапроект, медиаресурсы, мультимедийные инструменты, профессиональные компетенции
Библиографический список: 

1. Абрамовских Т. А. Роль журналистики в развитии медиакомпетентности педагогического сообщества (на примере «Российской газеты») // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2019. – № 3 (33). – С. 7–18.
2. Алдошина М. И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 1. – С. 79–87.
3. Горновая В. А. Особенности использования социальных сетей при реализации медиаобразовательных проектов // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2015. – № 1 (15). – С. 5–8.
4. Жеребцова Е. А. Функционирование проектов, направленных на формирование медиаграмотности разноформатной аудитории (на примере проекта Silamedia «Тур Медиасилы») // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2017. – № 3 (25). – С. 29–32.
5. Жилавская И. В. Медиаобразовательный проект «Интернет журналистика для глухих детей»: из опыта реализации // Образовательные технологии и общество. – 2013. – Вып. 2. – С. 595–603.
6. Катенева И. Г. Специфика реализации профессионального медиаобразования (на примере функционирования магистратуры «Медиаобразование» в Новосибирском государственном педагогическом университете) // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2017. – № 1 (23). – С. 83–87.
7. Морозова А. А. Медиаобразовательные интернет-проекты в челябинском радиопространстве // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе: материалы междунар. практ. конф. – Челябинск, 2010. – С. 110–115.
8. Морозова А. А. Медиаобразовательный проект как средство коммуникации (на примере учебного радио) // Lingua Mobilis. – 2010. – № 6 (25). – С. 52–55.
9. Морозова А. А., Селютин А. А. Жанровые и тематические особенности медиаобразовательных проектов в сети как реализация творческой концепции автора (на примере Первого студенческого медиахолдинга) // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 10. – С. 130–134.
10. Парамонова Т. А. Аксиологический аспект реализации медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2017. – Т. 19, № 5. – С. 33–38.
11. Подобина Д. В. Особенности восприятия визуального контента в молодежном медиапроекте) // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2017. – № 4 (26). – С. 192–195.
12. Сенашенко В. С., Пыхтина Н. А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. – 2017. – № 12 (218). – С. 13–25.
13. Соколов М. В. Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущего педагога // Известия ВГПУ. – 2013. – № 10 (85). – С. 68–73.
14. Спичкин А. В. Что такое медиаобразование: книга для учителя. – Курган: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области, 1999. – 114 с.
15. Стукалова И. Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы // Современное образование. – 2018. – № 3. – С. 1–8.
16. Фатеев В. Н. Медиаобразовательные технологии в профессиональном обучении менеджеров // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2010. – Т. 2, № 6. – С. 27–34.
17. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
18. Фатеева И. А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 5 (360). – С. 40–46.
19. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 58 с.
20. Челышева И. В. Новые образовательные стандарты и перспективы медиаобразования в магистратуре «Организация работы с молодежью» (на примере исследовательских проектов) [Электронный ресурс] // Медиаобразование. – 2017. – № 1. – С. 119–131. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-obrazovatelnye-standarty-i-persp... (дата обращения: 17.04.2021).
21. Чернова А. А. Педагогические возможности медиаобразования в процессе социализации школьников // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2017. – № 4 (26). – С. 264–267.
22. Юдина О. В., Сальникова О. С. К вопросу о формировании компетенций у магистрантов // Инновационная наука. – 2016. – № 12-3. – С. 123–124.
23. Аяпбергенова Г. С., Нургалиева С. А., Бисембаева Н. А., Кабакова М. П., Койшибаев М. Н. Развитие умений проектирования у будущих педагогов начальной школы в вузе // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 6. – С. 7–26. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.01