УДК: 
378+37.0
Шишарина Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического института, Иркутский государственный университет, nshisharina@yandex.ru, Иркутск
Ромм Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tromm@mail.ru, Новосибирск
Иноземцев Павел Олегович
Кандидат фармацевтических наук, старший научный сотрудник отдела медико-биологических исследований и технологий, Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, p.inozemcev@rambler.ru, Иркутск

Гигиеническая оценка образовательных программ в период пандемии

Аннотация: 
В 2020 году Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии новой коронавирусной ‎инфекции COVID-19. Для предотвращения распространения вирусной инфекции во всех регионах Российской Федерации был объявлен режим самоизоляции. В связи с чем 15 марта 2020 г. министерством образования было рекомендовано всем учебным заведениям перейти на дистанционное обучение. Это привело к необходимости изменения привычного образа жизни и адаптации к сложившимся условиям образовательной деятельности. Целью работы является анализ данных о влиянии дистанционного обучения на качество здоровья студентов. Методология и методы исследования. Работа выполнена с использованием описательного метода посредством сбора, обобщения и анализа литературных данных касательно изучаемой проблемы. Результаты. Авторы выделили основные характеристики дистанционного образования. Анализ современных источников показал, что дистанционное образование не способно в полной мере заменить собой классическое, оно негативно сказывается как на качестве подготовки студентов, так и на здоровье всех участников образовательного процесса. Заключение. При продолжении преподавания с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий необходимо разрабатывать и внедрять программы, направленные на здоровьесбережение и адаптацию к условиям дистанционного образования.
Ключевые слова: 
пандемия, дистанционное образование, студенты, здоровье, гигиеническая оценка, качество жизни.
Библиографический список: 

1. Батаев А. В. Анализ российского рынка дистанционного образования // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 350–353.
2. Богатырев В. А. Информационные системы и технологии. Теория надежности: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2016. – 318 с.
3. Веселицкий О., Хабаров Д. Тенденции развития дистанционного образования в России и за рубежом // Colloquium-journal. – Голопристанський міськрайонний центр зайнятості. – 2019. – № 3-3 (27). – С. 18–20. DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10016.
4. Гладких Ю. П., Решетняк Е. А. Перспективы и проблемы развития дистанционного обучения в России // Перспективы развития информационных технологий: сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции (10 марта, 6 апреля 2017 г.). – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. – С. 113–119.
5. Грунт Е. В., Беляева Е. А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 5 (47). – С. 45–58. DOI: 10.32744/pse.2020.5.3.
6. Древаль М. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. – URL: http://2017.russianinternetforum. ru/news/1290 (дата обращения: 15.03.2021).
7. Исакова Е. В. Работа с компьютером и компьютерный зрительный синдром // Вятский медицинский вестник. – 2011. – № 3–4. – C. 32–35.
8. Криворотов С. К. Влияние дистанционного обучения на физическую активность студентов в период пандемии 2020 года // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 4 (141). – C. 173–177. DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.024
9. Крылова Н. П., Тюлю Г. М., Левашов Е. Н. Организационно-педагогические условия интеграции традиционного и дистанционного образования в вузе // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 6. – С. 200–219.
10. Милько М. М., Гуремина Н. В. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 5. – С. 195–200.
11. Оборин М. С. Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс // Сервис в России и за рубежом. – 2020. – Т. 14, № 5. – С. 153–163. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10514.
12. Пилилян Н. Ю. Анализ использования современных образовательных технологий в образовательном учреждении, работающем в дистанционном режиме // Вопросы педагогики. – 2020. – № 6-2. – С. 195–198.
13. Руслякова Е. Е., Голубь А. А., Киселева Ю. П. Особенности нервно-психического напряжения у современных студентов в условиях вынужденной самоизоляции [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 3. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PSMN320.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
14. Сукталиева Э. В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом в школе // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 5. – С. 94–96.
15. Хорошавин А. А., Абрамян Г. В. Проблемы и трудности программно-технического обеспечения электронного обучения в педагогическом вузе // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – СПб., 2015. – С. 88–91.
16. Чистякова Р. М. О некоторых проблемах в организации дистанционного обучения детей с глубокими нарушениями зрения // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. – М., 2020. – С. 658–661.
17. Шишарина Н. В., Подлиняев О. Л., Ромм Т. А. Кросс-культурный анализ стратегий гигиенической экспертизы в образовании // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2020. – № 28. – С. 840–850. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s1-840-850 (дата обращения: 15.03.2021)
18. Шишарина Н. В., Ромм Т. А., Иноземцев П. О., Подлиняев О. Л. Гигиеническая оценка как фактор эффективности образования // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 4. – С. 126–133. DOI: 10.15293/1813-4718. 2004.13
19. Шишарина Н. В., Ромм Т. А. Модели апробации стратегий гигиенической оценки инновационных педагогических технологий в образовании // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2020. – № 3. – С. 10–16. DOI: 10.47438/2309-7078_2020_3_10
20. Velavan T. P., Meyer C. G. The COVID-19 epidemic // Trop Med IntHealth. – 2020. – № 25 (3). – Р. 278–280. DOI: 10.1111/tmi.13383.