УДК: 
159.923+378+316.7
Селькова Анна Владимировна
Старший преподаватель кафедры «Русский язык и восточные языки», Сибирский государственный университет путей сообщения, selkova.av@gmail.com, Новосибирск

Опыт изучения личностных и образовательных ориентиров китайских студентов в контексте организации межкультурного взаимодействия в воспитательном пространстве российского вуза

Аннотация: 
Включение в образовательный процесс российской высшей школы иностранных студентов актуализирует проблему межкультурного взаимодействия. Выделение иностранных студентов в качестве субъектов межкультурного взаимодействия вносит определенную специфику в построение и функционирование воспитательного пространства вуза, требует предварительного изучения их личностных и образовательных потребностей. В качестве иностранных студентов в статье рассматриваются китайские студенты, так как данный контингент студентов является носителем специфичной восточной культуры; представляет страну, уделяющую большое внимание развитию российско-китайских двусторонних отношений; и доминирует по количеству среди иностранных студентов Дальнего зарубежья. Цель статьи – выявить специфические мотивационные, ценностные ориентиры и ожидания китайских студентов, обучающихся вместе с русскими студентами по программам профессиональной подготовки в российском вузе, в целях разработки диагностического инструментария, применяемого для сбора данных о субъектах, вовлекаемых в процесс взаимодействия в рамках воспитательного пространства вуза. Методология и методы исследования. Исследование проводилось с позиций культурологического подхода, при котором субъекты педагогически организованного взаимодействия рассматриваются как представители определенной социокультурной среды. Методом исследования выступал опрос в форме опосредованного анкетирования. В заключении намечены основные ориентиры педагогической деятельности для организации межкультурного взаимодействия китайских и российских студентов в рамках воспитательного пространства вуза.
Ключевые слова: 
межкультурное взаимодействие, китайские студенты, воспитательное пространство, российский вуз
Библиографический список: 

1. Баранова Н. А. Особенности воспитательного пространства современного вуза // Вопросы воспитания. – 2012. – № 2 (11). – С. 151–159.
2. Баранова Н. А. Воспитательный потенциал вуза в контексте междисциплинарного взаимодействия // Вопросы воспитания. – 2012. – № 1 (10). – С. 99–106.
3. Воропаев М. В., Наянова М. А. К дискуссии о проблемах сущности и детерминации воспитательного пространства // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 14, № 5. – С. 102–107.
4. Гресько А. А., Солодухин К. С. Выбор смешанных типов стратегий взаимодействия университета с иностранными студентами на основе нечеткой многопериодной модели // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2017. – Т. 9, № 3. – С. 164–178.
5. Иванова Г. П., Ширкова Н. Н., Зеленов В. И. Этнокультурные ценности как фактор социализации студентов в глобализующемся мире: монография. – М.: Перо, 2018. – 365 с.
6. Какалина Е. В. Воспитательное пространство вуза: актуальность создания и сущность // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2008. – № 1 (13). – С. 137–142.
7. Какалина Е. В. Взаимодействие студентов с субъектами воспитательного пространства системы открытого образования // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 1-2 (23-24). – С. 338–340.
8. Какалина Е. В. Критерии оценки воспитательного пространства в системе открытого образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 2 (82). – С. 107–111.
9. Карпенко В. Н. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у будущих специалистов социокультурной сферы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Краснодар: Краснодарский институт культуры и искусств, 2011. – 25 с.
10. Козулина А. П. Современные проблемы подготовки иностранных студентов к обучению в российских вузах // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 141.
11. Лаврентьева З. И. Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов (Международная научно-практическая конференция в Новосибирском государственном педагогическом университете) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 1. – С. 236–240.
12. Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии [Электронный ресурс] // Постнеклассическая психология. Социальный конструктивизм и нарративный подход. – 2005. – № 1. – URL: http://narrativepsy.narod.ru/num1-2005_51.html (дата обращения: 17.04.2021).
13. Новикова Л. И., Кулешова И. В., Григорьев Д. В. Педагогическая реальность воспитательного пространства // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 1998. – № 3. – С. 198–201.
14. Резниченко М. Г. Технология построения воспитательного пространства в вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 4. – С. 140–148.
15. Резниченко М. Г. Формирование воспитательного пространства вуза автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М.: Московский пед. гос. ун-т, 2009. – 38 с.
16. Салосина И. В., Охорзина Ю. О. Исследование причин выбора российского регионального вуза иностранными студентами // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 3. – С. 124–138.
17. Селиванова Н. Л., Баранова Н. А., Шакурова М. В., Баранов А. Е. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография. – М.: ФГБНУ ИСРО РИО, 2017. – 192 с.
18. Селькова А. В. Межкультурное взаимодействие как категория воспитания // Философия образования. – 2019. – Т. 19, № 2. – С. 175–185.
19. Сюй Чаожань Межкультурное взаимодействие как основа адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе // Актуальные проблемы современных педагогических исследований: материалы всероссийской науч.-пр. конф. – СПб.: Изд-во Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2016. – С. 162–165.
20. Филимонова Н. Ю., Романюк Е. С. Специфика работы со студентами из стран Восточной и Юго-восточной Азии: монография / под общ. ред. Н. Ю. Филимоновой. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного технического университета, 2020. – 124 с.
21. Шакурова М. В. Воспитание и педагогическое сопровождение: точки соприкосновения в контексте со-бытийного подхода // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014. – № 5 (20). – С. 64–79.
22. Шакурова М. В. Воспитывающая среда и воспитательное пространство // Вопросы воспитания. – 2012. – № 2 (11). – С. 135–143.
23. Li H.Q. Investigation and Analysis on Satisfaction of Study and Life of Foreign Students in Local Universities with Huzhou University as a Sample // Journal of Huzhou University. – 2018. – Vol. 40, № 6. – P. 1–5.
24. Brunsting N. C., Corinne Z., Risa T. Predictors of undergraduate international student psychosocial adjustment to US universities: A systematic review from 2009–2018 // International Journal of Intercultural Relations. – 2018. – Vol. 66. – P. 22–33. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2018.06.002 (дата обращения: 20.04.2021).