УДК: 
371.398
Луференко Ульяна Сергеевна
Магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, ulialuferenko85@mail.ru , Новосибирск
Ромм Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tromm@mail.ru, Новосибирск

Становление и развитие образовательных технопарков

Аннотация: 
Введение. В новом цифровом мире возникает иная культура, которая актуализирует способность человека в мобильности, адаптации. Современным школьникам помимо знаний и умений необходимы качества, которые способствуют успешной социализации личности. В связи с этим важно искать новые форматы образовательной деятельности, позволяющей приобрести и сформировать компетенции, которые впоследствии могут способствовать профессиональному самоопределению. Одним из инструментов создания такого пространства может стать инновационная пространственно-образовательная среда – технопарк. Для эффективного формирования социальных компетенций обучающихся представляется важным рассмотреть эволюцию становления и развития технологических парков. Исследования, посвященные развитию технопарков, преимущественно направлены на анализ социально-экономических факторов, оставляя за пределами внимания особенности образовательных технопарков, имеющих свою специфику в детской среде. Это затрудняет определение перспектив их дальнейшего функционирования и особенностей применительно к проблемам реализации задач современного технологического образования и социализации подрастающего поколения. Цель статьи: на основе анализа эволюции охарактеризовать сложившиеся модели и специфику национального развития образовательных технопарков. Методология и методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования стали положения теории социального воспитания в контексте социализации (А. В. Мудрик, Т. А. Ромм, Б. В. Куприянов и др.) с применением методов анализа статистических, теоретических, сравнительно-педагогических данных. Результаты исследования. Проанализированы этапы развития технопарков в мировой практике; обобщены модели (американская, европейская, японская, смешанная, российская) их организации. Показаны особенности и перспективы развития детских технопарков. Заключение. Формирование модельных структур технопарков носит культурно-исторический характер. Особенность образовательного технопарка в том, что учебная, исследовательская и проектная деятельность обучающихся обогащается четким практическим смыслом, что может существенно повлиять на мотивацию к изучению школьных дисциплин, к формированию социально-активного отношения к собственному самоопределению, выбору жизненного пути, ответственности и готовности к конструктивному взаимодействию и социально значимой деятельности.
Ключевые слова: 
образовательный технопарк, профессиональная социализация, социальная компетенция, социальность образования.
Библиографический список: 

1. Авдулов А. Н. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. – М.: ИНИОН РАН, 2005. – 148 с.
2. Амбарова П. А., Немировский М. В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. – 2020. – № 26, т. 1 (195). – С. 188–199. DOI: 10.15826/izv1.2020.26.1.021
3. Андрейчук А. В. Модель детского технопарка «Кванториум» – опыт федерального проекта конвергентного дополнительного образования // StudNet. – 2020. – Т. 3, № 9. – С. 1717–1722.
4. АСИ Новая модель системы дополнительного образования «Детские технопарки» [Электронный ресурс] // АСИ. – 2012. – URL: https://asi.ru/upload/ef2/Presentation_technopark_2015.pdf (дата обращения: 01.03.2021)
5. Бунин М. А. История возникновения технопарков в США и Японии // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2013. – № 5. – С. 323–325.
6. Вихман В. В., Ромм М. В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 2. – С. 22–32. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32
7. Григорьев Д. В. Детские технопарки: старт нового образовательного формата // Народное образование – 2016. – № 7-8 (1458). – С. 57–64.
8. Григорьев Д. В. Детские технопарки в России: первые опыты // Внешкольник. – 2017. – № 2 (176). – С. 13–16.
9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. –2003. – № 5. – С. 34–44.
10. Иванова И. А. Основные направления исследования социального интеллекта в Отечественной науке и за рубежом // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 3. – С. 48–49.
11. Ильясов Д. Ф., Кеспиков В. Н., Солодкова М. И., Данельченко Т. А., Ильясова О. А. Образовательный технопарк как организационно-педагогический механизм поддержки школ с низкими результатами обучения // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 6 (119). – С. 99–104.
12. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 4. – С. 16–21.
13. Карцев Д. А. Технополисы и технопарки в мировом хозяйстве и особенности их развития в России: автореф. дис. …канд. экон. наук. – М., 2000. – 27 с.
14. Коузова Е. А., Тюрина Е. А., Солодкова М. И., Сидорчук Е. В. Образовательный технопарк «ТЕМП»: концепция и модели воплощения. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 104 с.
15. Костюнина Г. М., Баронов В. И. Технопарки в зарубежной и российской практике // Вестник МГИМО Университета. – 2012. – № 3 (24). – С. 91–99.
16. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего [Электронный ресурс] // Future Foundation. – 2015. – URL: https://modnso.ru/roditelyam/document/2_%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D... (дата обращения: 01.08.2021)
17. Назарова Я. А., Барабаш М. В. Особенности функционирования и архитектурного формирования детских технопарков в России и за рубежом // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. – 2019. – № 8. – С. 40–48. – DOI 10.34031/article_5d4946a0401ca1.
08904398.
18. Ракша С. Ю. Обзор мирового опыта по формированию и развитию технопарков и технополисов // Строительство и техногенная безопасность. – 2017. – № 6 (58). – С. 30–34.
19. Распоряжение Минпросвещения России от 12 января 2021 г. № Р-4 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций» [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-ресурс Минпросвещения России. – URL https://docs.edu.gov.ru/document/a8f321051122de4f98091ec1619eefb4/(дата обращения: 04.08.2021)
20. Ромм Т. А. Социальное воспитание – ресурс развития социальности в человеке // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. – Т. 16, № 2. – С. 11–15.
21. Статистические показатели общественного движения «Общероссийский народный фронт» [Электронный ресурс]. – URL: https://onf.ru/2019/02/15/monitoring-onf-za-proshedshiy-god-umenshilas-d.... (дата обращения: 01.10.2020)
22. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. [Электронный ресурс] // Российское образование. Федеральный портал. – URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.... (дата обращения: 03.10.2020)
23. Судоргина Л. В., Ермолович Е. В. Модель «TAKE AND DO»: полигон высоких технологий как центр компетенций технологического образования // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 1(57). – С. 100–105.
24. Шеве Г., Хюзиг С., Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. От индустрии 3.0. к индустрии 4.0.: основные понятия, измерения и компоненты индустрии 4.0. в России // Инвестиции в России. – 2019. – № 9 (296). – С. 32–40.
25. Arundel A., Hollanders H. European Innovation Scoreboard. // Technical Paper. – 2003. –№ 6. – С.14–20.
26. Farhan J., Kamariah I., Nasir M. A Review of Commercialization Tools: University Incubators and // Technology Parks International Journal of Economics and Financial Issues. – 2015. – № 5. – С. 223–228.